Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 6

Под благотворным влиянием передового русского искусства формировалось творчество целой плеяды выдающихся украинских мастеров: П.Д. Мартыновича, Н.К. Пимоненко, С.И. Светославского, С.И. Васильковского и ряда других.

Искусство художников-передвижников, выразившее прогрессивные идеалы своего времени, стало целой эпохой; оно вошло в золотой фонд отечественной художественной культуры, сохраняя свое значение и в наше время. Товарищество передвижных художественных выставок просуществовало до 1923 года. Ряд его представителей стал живым звеном, связывающим искусство социалистического реализма с демократическими традициями отечественного реалистического искусства второй половины ХIХ века.

Харьковский художественный музей располагает значительным и разнообразным собранием произведений художников-передвижников. Многие из них были приобретены с передвижных выставок, неоднократно экспонировавшихся в Харькове. С большой полнотой представлено искусство 70-80 годов, периода наиболее плодотворной деятельности Товарищества.

Идейный вождь Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887 г.г.)вошел в историю русского искусства как живописец, рисовальщик, художественный критик, общественный деятель и педагог.

В его творчестве нашли яркое выражение новые тенденции в развитии портретного жанра – стремление правдиво воссоздать обычный, повседневный облик человека, раскрыть его духовное содержание, индивидуальный характер и социальную сущность.

Графический портрет Софьи Николаевны Крамской (1865), жены и друга художника, относится к числу ранних портретных работ Крамского. Но уже в нем проявился присущий художнику пристальный интерес к сложному внутреннему миру личности. Точно передавая портретное сходство, он подчеркивает простоту и естественность в облике молодой женщины. Мягкость и сдержанность графической манеры, в которой выполнен портрет, помогает выявить главное – интеллектуальный и нравственный мир Крамской, ее ум и обаяние, душевную ясность и чувство собственного достоинства.

Демократические позиции передвижников, их идейно-творческая программа обусловили широкое развитие живописи бытового жанра, получившего преимущественно гражданское, социально направленное содержание.

В 1870-е годы, когда крестьянский вопрос оставался одним из основных, волновавших передовую общественную мысль, для произведений передвижников были особенно характерны сюжеты из жизни крестьян и разночинной интеллигенции. Значительное место занимают такие сюжеты в творчестве Иллариона Михайловича Прянишникова (1840-1894 г.г.), одного из активнейших передвижников старшего поколения. В музее экспонируется несколько его произведений – "Порожняки" (1871 г.), "Порубка" (1874 г.).

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926 г.г.) занимает особое место в русском искусстве второй половины ХIХ века как создатель эпических полотен по мотивам русских былин и сказок.

Полотно "В чайной " (1874 г.) написано в ранний период творчества художника. Этой картиной Васнецов откликнулся на одно из типичных явлений 70-х годов – уход крестьян на заработки в город.

В числе учредителей Товарищества был Николай Николаевич Ге (1831 – 1894 г.г.), воспитанник Академии художеств, а со временем ее профессор. Автор исторических картин и портретов, в экспозиции музея он представлен полотном "А.С. Пушкин в селе Михайловском" (1875). Сам факт обращения к образу великого поэта, выбор сюжета и его реалистическое воплощение свидетельствуют о новом подходе передвижников к историческому жанру.

Одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок был Григорий Григорьевич Мясоедов (1834 – 1911 г.г.). Художника волнуют судьбы простых людей, для которых война – трагедия.

Живописец и график Константин Александрович Трутовский (1826 – 1893 г.г.) всю свою творческую биографию связал с Украиной, большинство его работ посвящено темам украинского народного быта. В творчестве Трутовского нашли отклик эстетические идеалы представителей передовой общественной мысли. Отдельные произведения художника носят социально-критический характер. Картины Трутовского в собрании музея – "Свидание" (1870), "Одевают венок" (1877) – произведения лирического плана. Им присуща некоторая идеализация образов, но вместе с тем в них подкупает большая любовь художника к украинскому народу, его национальному быту, к живописной природе Украины.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуем также:

Театрализация как основной метод проведения праздников на современном этапе
Рассматривая театрализацию как один из наиболее эффективных каналов реализации и творческого развития социально-художественной активности масс, необходимо иметь в виду две важнейшие методологические позиции. Во-первых, являясь компоненто ...

Советская культура 1917-1929 гг
К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с ней потери и лишения вызвали хозяйственную разруху и крайнее обострение социально-политических противоречий. Власть захватили большев ...

Коллекционирование в Европе в эпоху Возрождения и Просвещения
Распространение в эпоху Возрождения художественного коллекционирования было связано с открытием специфической ценности произведений искусства, с большей, чем прежде, заинтересованностью собирателей в создании художественных коллекций. В т ...