Харьковский художественный музей
Лучшим произведением Бесперчего является "Автопортрет" (1846), в котором отчетливо проявилась реалистическая направленность творчества художника, его вдумчивый подход к изображению человека, поиск глубоко жизненной правды.
Творчество Ивана Константиновича Айвазовского (1817 – 1900 г.г.), прославленного живописца моря, занимает особое место в русском искусстве ХIХ века. Его художественная деятельность, длившаяся более половины столетия, испытывала в различные периоды влияние и официального академического искусства, и романтизма, и реалистического направления.
Полотна Айвазовского, принадлежавшие музею, относятся к середине 50-х годов. Светлый солнечный колорит отличает картины "После бури" (1854) и "Гурзуф" (1859), более сдержан по краскам "Вид Амстердама" (1854), рисующий море в хмурый день. К лирическим пейзажам относится "Лунная ночь близ Неаполя" (1854), тонко передающая поэтическую красоту ночи. Эти картины, как и большинство произведений Айвазовского, написаны по памяти на основе свободной художественной импровизации, которой художник владел в совершенстве.
В середине ХIХ века искусство Академии художеств становится все более консервативным, противостоящим передовым устремлениям времени. Однако общий подъем художественной культуры в это время не мог не оказать влияния на творческие позиции художников-академистов. Новые веяния, новые тенденции неизбежно отражались на характере академического искусства, накладывали свой отпечаток на творческий метод художников этого направления.
Большую роль в подготовке молодых художников в стенах Академии художеств сыграл Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919 г.г.), живописец и график, рисовальщик, выдающийся педагог, представленный этюдом "Портрет старика". Педагогическая система Чистякова, сохраняя и развивая наиболее прогрессивные принципы академического образования, была тесно связана с развитием демократического направления в русском искусстве второй половины ХIХ века.
Наиболее значительным и одаренным представителем позднеакадемического искусства был живописец Генрих Ипполитович Семирадский (1843 – 1902 г.г.). Полотно Семирадского "Исаврийские пираты, продающие свою добычу" (1880 г.), представленное в музее, типично для художника своим сюжетом, далеким от реальной действительности.
Расцвет отечественного реалистического искусства во второй половине ХIХ века обусловлен мощным народно-демократическим подъемом. Русские революционные демократы, возглавившие это движение, придавали огромное значение созданию демократической литературы и искусства как активного средства распространения в обществе передовых идей. В процессе демократизации искусства решающую роль сыграло эстетическое учение Н.Г. Чернышевского.
Идеи Чернышевского о том, что искусство – это правдивое художественное воспроизведение действительности, что оно может и должно объяснять явления жизни и выносить им приговор от лица прогрессивных сил общества, стали основой в борьбе художников-демократов против официального салонно-академического искусства. Одним из проявлений этой борьбы против опеки Академии художеств, которая стала органом правительственной политики в сфере искусства, был "бунт четырнадцати". Группа молодых воспитанников Академии во главе с И.Н. Крамским потребовала от совета Академии права свободного выбора темы для своих конкурсных картин и , получив отказ, демонстративно покинула Академию.
Логическим продолжением этого события было возникновение Петербургской Артели художников. Артель способствовала консолидации сил передовых талантливых художников и стала вехой на пути создания первой в истории русского искусства самостоятельной организации художников – Товарищества передвижных художественных выставок. Оно было основано в 1870 году по инициативе Г.Г. Мясоедова, И.Н. Крамского, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, А.К. Саврасова и других художников-демократов.
Товарищество ставило своей задачей приобщение к реалистическому искусству широких кругов русского общества путем устройства передвижных выставок. Однако с первых шагов передвижничество переросло свои организационные рамки и вылилось в широкое общественно-художественное движение, объединив все талантливое, передовое и жизнеспособное в искусстве пореформенной России. Художники-передвижники, стремившиеся поставить в центр внимания человека, гражданина, труженика, отразить жизнь народа, его судьбы и чаяния, передать красоту родной природы, выразили тем самым в своем искусстве передовые, демократические устремления времени. Передвижные выставки в Петербурге, Москве и других городах сыграли большую роль, имели огромное культурно-просветительное значение, пробуждая и воспитывая интерес и любовь к искусству в разных слоях общества.
Рекомендуем также:
Типы японских садов. Их свойства и применение
Японский сад сегодня так же многолик, как и сотни лет назад, но теперь эта многоликость характеризуется не только разницей в типах садов, но и степенью подверженности европейскому влиянию. Существуют сады, не тронутые этим влиянием. Это с ...
Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя»
Ин. 15, 13
Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...
Христианство как основа мировоззрения
Картина мира - это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприя ...