Харьковский художественный музей
В период работы над "Запорожцами", совершив две поездки на места бывшей Запорожской Сечи, Репин пишет картину "Казак в степи" (1890 г.). Здесь особый интерес представляет пейзаж, к которому Репин как к самостоятельному жанру почти не обращался. Широкие просторы украинских степей, сверкающий на солнце у самого горизонта Днепр, поблекшее от раскаленных лучей голубоватое небо, на фоне которого вырисовывается четким живописным силуэтом неподвижная фигура всадника-дозорного, - все полотно настороженности и напряженного ожидания.
Графические произведения художника в коллекции музея свидетельствуют о мастерстве Репина- рисовальщика, виртуозно владеющего и легкой карандашной линией, и сложной техникой акварели.
Собрание произведений великого русского художника в харьковском музее пользуется заслуженной известностью.
Исторические судьбы русского народа нашли яркое воплощение в творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848 – 1916 г.г.).
Многочисленные эскизы и этюды к картинам свидетельствуют о необычайной увлеченности темой, целенаправленности, с которой художник ищет среди окружающей действительности прообразы для своих исторических персонажей. Один из этюдов 1904 года к картине "Степан Разин" находится в коллекции музея. Огромная душевная сила, ясный ум, решительный характер читаются в мужественном лице легендарного народного героя.
Выдающимся явлением в русском искусстве конца ХIХ - начала ХХ века было творчество Валентина Александровича Серова (1865 – 1911 г.г.). Серов обогатил сокровищницу русского искусства, создал галерею блестящих по исполнению, психологически острых, глубоко эмоциональных портретов своих современников.
Многогранность новаторских исканий Серова, работавшего в самых разных жанрах и областях искусства (живопись, книжная графика, театрально-декоративное искусство), проявилась в его пейзажах. Одухотворенность скромного мотива русской природы, красота живописного строя, тонкая гармония красочных сочетаний и материальность живописи отличают пейзаж Серова "Ели " (1890 г.).
На рубеже ХIХ - ХХ веков в России происходили события всемирно-исторического значения. Общественная жизнь этого периода характеризуется предельной напряженностью. Обострились и осложнились классовые противоречия, обусловленные развитием империализма и нарастанием революционного движения в стране. Все это определило характер художественной культуры этого периода. В изобразительном искусстве – это пора сложного и противоречивого развития. Возникает множество различных тенденций, нашедших отражение в ряде художественных объединений: "Союз русских художников", "Мир искусства" и другие, между различными художественными направлениями и группировками шла ожесточенная борьба. И в то же время искусство этой эпохи богато большими творческими завоеваниями, обусловленными поиском путей нового осмысления жизни и средств его воплощения. Главная линия развития отечественного искусства, его жизнеспособность определилась творчеством наиболее передовых и талантливых мастеров, сохранивших демократические основы и реалистические тенденции своих предшественников. Прогрессивное направление в искусстве по-прежнему с наибольшей полнотой представляли художники-передвижники, хотя в творчестве некоторых из них слабеет социальная заостренность сюжетов, бывшая характерной чертой передвижничества периода его расцвета.
В это время жили и творили такие великие художники как Н.А. Касаткин (1859 – 1930 г.г.), в музее находится его картина "Рабочая семья" (1891 г.); К.А. Коровин (1861 – 1939 г.г.) – "Весна" (1909 г.); С.А. Виноградов (1869 – 1938 г.г.) – "На работу" (1895 г.); С.Ю. Жуковский (1873 – 1944 г.г.) – "Синяя вода" (1912 г.), "Горный пейзаж".
Пейзажный жанр, получивший особенно широкое распространение в начале ХХ века, представлен рядом произведений художников-харьковчан. К харьковской школе относится Михаил Степанович Ткаченко (1860 – 1919 г.г.). Художник-пейзажист и маринист, Ткаченко стремился передать в своих полотнах разнообразие и яркость красок, наблюдаемых в природе. Его картина "Весна" (1907 г.), изображающая украинское село, отличается звучностью цвета, подчеркнутой декоративностью, достигаемой контрастом локальных цветовых пятен. Много работал Ткаченко как маринист, занимая долгое время должность Главного морского штаба России.
Рекомендуем также:
Магические приемы в древней медицине
Использование магических приемов характерно для древней медицины. Шаман, излечивающий больного, часто изображал болезнь и выздоровление. Так, например, лекарь, который должен был унять боль в желудке, катался по полу, корчами и гримасами ...
История развития танца
Танец – совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Обращаясь к истории, мы обнаружим, что религиозное танцевальное действо происходило в стенах церкв ...
Понятие символа
Символ (от греч. - знак, примета) - 1) в искусственных формализованных языках - понятие, тождественное знаку; 2) в эстетике и философии искусства - универсальная категория, отражающая специфику образного освоения жизни искусством - содерж ...