Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 9

То же мастерство и в передаче пленэра прослеживается и в многочисленных этюдах. В них часто повторяется мотив буйного цветения природы, столь любимый художником ("Гречка цветет", "Маки", "Яблоня цветет"). Картина "Улица в Умани" (1895 г.) отличается более замкнутым композиционным решением, что соответствует изображаемому сюжету. В этом пейзаже с удивительной достоверностью нарисована картина провинциального украинского города с его пыльными дорогами и кривыми улочками, покосившимися хатами и куполами церквей.

Вершину в русском искусстве второй половины ХIХ века знаменует творчество великих русских художников И.Е. Репина и В.И. Сурикова. Они подняли на новую ступень достижения искусства художников-передвижников, всей русской реалистической школы живописи, расширили ее возможности, обогатили ее художественный язык.

Собрание произведений великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844 – 1930 г.г.) в Харьковском музее – одно из самых значительных после коллекции Государственной Третьяковской галереи и Государственного русского музея в Петербурге. Оно дает представление о различных периодах деятельности нашего великого земляка, многообразии и яркости его таланта, широте творческого диапазона. Его знаменитая картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" позволяет ощутить масштабность репинского искусства. Первоклассными образцами представлен портрет, занимающий большое место в творчестве Репина. Рисунки и акварели, эскизы книжных иллюстраций знакомят с его графическим наследием.

Илья Ефимович Репин родился в Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселенца. После окончания Академии художеств в Петербурге и пенсионерской поездки за границу Репин приезжает на родину – в Чугуев. Здесь он живет с октября 1876 по сентябрь 1877 года. Чугуевский период творчества художника, когда он создает ряд значительных произведений, представлен в музее двумя превосходными портретами – Т.П. Чаплыгина и С. Любицкой.

Эти два наиболее ранних полотна отмечены тонкой проникновенностью характеристики и законченностью исполнения. Вместе с тем их живописный язык различен. В портрете своего двоюродного брата Трофима Петровича Чаплыгина, написанного широко и свободно, Репин создал живой образ добродушного, сердечного человека. В иной живописной манере – мягкой, тонкой, чуть заметными мазками, выполнен портрет землячки Репина Софьи Любицкой. Все средства художественного языка подчинены здесь раскрытию лирического женского образа.

Гордость Харьковского музея – картина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" (1889 - 96). Она относится к периоду творческого расцвета великого русского художника. В результате вдохновенной работы над темой из истории запорожского казачества Репин написал два больших полотна. Первое, датированное 1880 – 91 годами, принадлежит Русскому музею (Петербург), второе, завершенное в 1896 году, - было приобретено П.М. Третьяковым, а в 1932 году передано из Третьяковской галереи в Харьков.

В основу содержания картины положено предание о том, что в конце XVII столетия запорожское казачество во главе с кошевым атаманом Иваном Сирко написали дерзкое письмо турецкому султану в ответ на его требование покориться и принять его подданство. В этом полотне в полную силу звучит тема несокрушимой мощи свободолюбивого народа. Композиция харьковской картины, в отличие от питерского варианта построена таким образом, что мысленно, замкнув круг, по которому расположены фигуры запорожцев вокруг стола, зритель словно ощущает себя участником изображаемой сцены. По своему героическому звучанию картина близка по духу гоголевской романтики, его повести "Тарас Бульба". Могучий народный дух, неодолимую волю к свободе Репин с необыкновенной художественной силой воплотил в образах закаленных в сражениях воинов.

Вся группа запорожцев объединена не только четким композиционным построением, но и общим эмоциональным состоянием. Увлеченно сочиняя письмо, запорожцы безудержно смеются. С поразительным мастерством Репин передает все интонации смеха – от легкой усмешки, лукавой улыбки до раскатистого хохота. Неповторимость каждого образа, многообразие оттенков их характеров наполняют эту сцену убедительной жизненной правдой.

В этой картине в полной мере проявился могучий талант Репина-живописца. Насыщенность цветовой гаммы с преобладанием в ней красного цвета, богатство нюансов и тонкая гармония всего колорита, темпераментная живописная манера письма делают это полотно одним из лучших творений Репина.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуем также:

Новые романтики
«Новые Романтики» - фактически повернули панк-культуру в сторону стилистического улучшения и создания более эстетически продвинутого имиджа. Огромное влияние на них оказал «глэм». Эта элитарная субкультура среднего класса - слияние панков ...

Первый киносеанс
Первая публичная демонстрация была дана в Париже ещё в марте 1895 года, но днём рождения кино считается другая дата, 28 декабря 1895 года, когда состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бул ...

Европейская культура зрелого и позднего средневековья
Для Европы XI столетие стало временем отсчета нового культурного подъема. Укрепление внешних границ западного мира и снижение жестокости внутренних конфликтов делали жизнь более безопасной, что позволяло переключиться на совершенствование ...