Сайт о культуре и искусстве

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Другое » Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы » История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Страница 1

резьба лакировка изделие убранство

Художественная обработка дерева – одно из древнейших ремесел, освоенных человеком. В нашей стране деревянная архитектура, отделка интерьеров, мебель, разнообразные предметы быта, выполненные из дерева, принадлежат к одному из важнейших видов искусства и занимают значительное место в национальной культуре народа.

Подлинных памятников древнерусского искусства относящихся к IX–XVI вв. сохранилось очень мало, но по литературным источникам, а также по изображениям в живописи и миниатюре, известно, что обработка древесины занимала ведущее место среди ремесел. Из древесины строили жилье, изготовляли мебель и бытовую утварь, которую украшали геометрической и контурной резьбой.

XV век стал веком расцвета национального искусства и ремесла. Произведения декоративно-прикладного искусства XV в. стали образцами для мастеров многих последующих поколений. Примером тому могут служить резные иконостасы, в ясной и законченной композиции в которых преобладает плетеный орнамент, состоящий из форм, напоминающих растительные мотивы.

В деревообрабатывающих мастерских Оружейной палаты изготовляли различные изделия, украшенные резьбой, в которой преобладал растительный узор, состоящий из побега с листьями сложных очертаний, цветов и гроздей винограда. Резные украшения выполнялись на массиве и накладными в технике плоскорельефной и горельефной резьбы. Для отделки применяли позолоту и раскраску темперными, масляными и клеевыми красками, а также натуральные красители (морилки), восковую мастику, смоляные лаки.

В XV–XVI вв. во многих русских городах было широко развито производство деревянной точеной и резной посуды. Посуду отделывали серебром и золотом, расписывали, пропитывали олифой. Один из таких промыслов сохранился до наших дней – это знаменитая хохлома.

Для русского искусства XVII в. характерны творческий размах, смелость, жизнерадостность, стремление к реализму. Представление о виртуозном мастерстве русских плотников дает сохранившийся до наших дней шедевр деревянного зодчества – ансамбль построек на острове Кижи Онежского озера, среди которых самой ранней (1714 г.) является двадцатидвуглавая Преображенская церковь (см. рис. 1, с. 27). Хотя этот ансамбль относится к более позднему времени по стилю, композиции, декоративности общего решения и приемам строительного мастерства, он очень близок деревянной архитектуре XVII в.

Во второй половине XVII в. в царском дворце появляется мебель, привезенная из-за границы, в основном из Германии и Голландии. В Россию приглашаются также мастера «разных художеств», в том числе и мебельщики. В Оружейной палате осваивают изготовление художественной мебели.

На рубеже XVII и XVIII вв. произошло разделение столяров на белодеревцев и краснодеревцев. К белодеревному промыслу относили производство столярных изделий из древесины преимущественно хвойных пород. Такие изделия либо оставляли в неотделанном «белом» виде, либо окрашивали краской, которая полностью закрывала поверхность древесины. К краснодеревному промыслу относили производство столярных изделий, изготовленных из твердолиственных пород или из хвойных, менее ценных пород, но облицованных ценными породами.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Магия танца
Танец - одна из самых действенных форм магического (священного) ритуала, пробуждающая и активизирующая тонкие энергии. Подлинный священный танец - средство сосредоточения сознания и управления им с помощью физических упражнений, внешнее п ...

Анализ использования аллегории в изящных искусствах
Начнём анализ использования аллегории в изящных искусствах с архитектуры и со скульптуры. Исследование знаков, атрибутов и символов архитектуры в разные эпохи показывает их преемственность и рефлексивную функцию, которая сохраняется и в н ...

Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мо ...