Сатира и юмор в изобразительном искусстве
Моя родина удивительная страна Россия. Славится она своим потрясающим народом. История моей родины больше трагична, чем благополучна. Многочисленные войны вели к упадку и развалу. Страшно вспомнить татарское иго, фашизм - все они старались уничтожить мой гордый народ. Диву даёшься, как выживалось русскому мужику. Даже если в России случались иногда расцветы и подъёмы, то простой народ никогда не был в фаворе, его всегда обирали, угнетали, уничтожали физически и морально.
В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.
Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм. В самые горестные минуты жизни, в страшные моменты её люди обращались к юмору, к сарказму, к сатире. Русский человек устроен так, что шутит даже на смертном одре.
Наши шутки, пословицы, поговорки, частушки почти не переводятся на иностранные языки, так они изящны, тонки по своему содержанию, хотя зачастую вышли из под топора. Во всем этом нашла отражение мудрость народа, его социально-исторический опыт, классовая борьба, трудолюбие, патриотизм. Смех всегда сопутствовал и помогал выживать, строить, и побеждать.
Из "смешного" в изобразительном искусстве мне очень нравится карикатура. Что же такое карикатура? Это веселый, забавный рисунок, цель которого - представить в смешном виде какую-то личность или явление. Но ведь этот смешной рисунок кого-то не смешит, а возмущает, кого-то не веселит, а злит, кого-то не забавляет, а приводит в ярость. Карикатура существует как бы в двух ипостасях. Во-первых, она высмеивает и разоблачает все плохое, безнравственное, уродливое. Это карикатура сатирическая: она является оружием в политической борьбе. А есть карикатура и юмористическая, ее цель развлекательная, ее цель - позабавить, доставить удовольствие.
Слово "карикатура" происходит от итальянского "caricare", что означает - нагружать, преувеличивать. Имеется в виду, что художник-карикатурист обязательно выделяет и преувеличивает какие-то отдельные черты человека или обстановки.
А когда появилась на свет первая карикатура? Несомненно - одновременно с первыми наскальными изображениями каменного века. Иными словами - вместе с изобразительным искусством вообще. Наверно, уже первобытные люди получали удовольствие, когда изображали своего недруга или соперника в смешном виде.
Шли годы и века. Сатирические изображения находили место уже не на стенах пещер, а на древнеегипетских папирусах, на вазах древней Греции, на фресках древнего Рима, в химерах средневекового собора Парижской Богоматери. А древнейшая из дошедших до нас карикатур - это египетский папирус, на котором художник, живший более трех тысяч лет назад, высмеял ни больше, ни меньше как фараона Рамсеса III, изобразив его в виде льва, играющего в шашки с антилопой.
Как велико значение карикатуры в жизни народов, и мы это понимаем, когда сами входим в это чудесное и странное явление.
До нас дошли на античных вазах Греции и Этрурии забавные и дерзкие графические эпиграммы на богов и героев. Среди них можно увидеть и пародию на миф о суде Париса, и довольно непочтительные шаржи на Геракла, Энея и самого Зевса.
Карикатура существовала и в Древнем Риме. В сюжетах для нее не было недостатка. Такие императоры, как Калигула, Нерон, или Каракалла с их отвратительными пороками давали карикатуристам широкое поле деятельности.
Характерный отпечаток своего времени и нравов носит карикатура средних веков с ее бесчисленными насмешками над духовными особами - всевозможными прелатами и монахами, обличением ханжества, корыстолюбия, обжорства и разврата. Сатирические рисунки выходили из-под карандаша таких выдающихся мастеров, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, Тициана, Гольбейна Младшего, Дюрера. Самые выдающиеся художники всех времен и народов не пренебрегали своеобразием, остротой и комическим эффектом карикатуры.
Рекомендуем также:
Малевич Казимир Северинович
Малевич К.С. - российский живописец, график, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник одного из видов абстрактного искусства, так называемого супрематизма. Родился в семье управляющего заводом. С 11 лет много рисовал и писал к ...
История японских садов
Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и рели ...
Аккадский пантеон. Космологическая поэма «Энума Элиш»
Результаты раскопок древнешумерийских городов дали возможность выдвинуть проблему взаимодействия между культурой шумерийцев и культурой семитов Аккада. Целый ряд исследователей, изучавших историю и культуру Шумера, пришел к убеждению, Что ...