Сайт о культуре и искусстве

Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Другое » Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Страница 3

Как видно из выше сказанного, карикатура сопровождает общество с первых ступеней его развития. Но карикатура неотделима от ее создателей - художников-карикатуристов. Хочется напомнить некоторые имена советских творцов этого жанра. Дмитрий Набандян, М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов, Б.Е. Ефимов, Ф.П. Решетников. Звездой первой величины был Николай Владимирович Ремизов, подписывающий свои рисунки Н. Ре-ми. Черемных М.М., который начал показывать свои плакаты в пустующих витринах. И с этого начались знаменитые "Окна РОСТА". Карикатурист-художник К. Ротов, изумительно даровитый. Вспоминает Б. Ефимов "Я не знаю художника, который был бы равен Ротову в богатстве юмористической выдумки и в умении придать ей изящную, отточенную, виртуозную графическую форму".

Из зарубежных карикатуристов мне нравятся датчанин Херлуф Бидструп, француз Жан Эффель.

Херлуф Бидструп - один из наиболее известных карикатуристов нашего времени. Бидструп учился живописи в копенгагенской Академии Художеств, но рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки, и более всего прославился своими комиксами - небольшими смешными рассказами в картинках.

Во времена бывшего СССР коммунистическая пропаганда подняла Херлуфа Бидструпа на невероятную высоту, потому что значительная часть его работ действительно была посвящена борьбе рабочих за свои права, т.е. борьбе с мировым империализмом. В 1964 году Херлуф Бидструп стал Лауреатом Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами".

сатира карикатура лубок россия

Бидструп - датчанин, но юмор его не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная - бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.

Жан Эффель не уступал Херлуфу Бидструпу ни в таланте, ни в остроумии, ни в мастерстве. Но по характеру и стилю они были друг другу полной противоположностью. Степенный, неторопливый Бидструп и по-французски горячий, экспансивный, говорливый Эффель. Поразительно широк и разнообразен диапазон художественных интересов этого непостижимо плодотворного и неугомонного рисовальщика. Это и политическая карикатура, и бытовая юмореска, и всемирно известная серия рисунков на библейские сюжеты - "Сотворение мира" и "Сотворение человека", и превосходные иллюстрации к классическим басням, и боевые альбомы. Это десятки всевозможных сатирических изданий и сборников. Огромная работа в области промышленной графике, торговой рекламе, оформление ветрин, выставок и многое другое.

Творчество Эффеля было отмечено присуждением Международной Ленинской премией "За укрепление мира между народами". Отличительными чертами творчества Эффеля являются тонкая ирония, язвительная насмешка, изящный сарказм.

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые "фряжскими" (иностранными). Затем эти картинки называли "потешными листами", во второй половине XIX в. их стали называть лубками. Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка - и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагались ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Творческий путь В.М.Васнецова как церковного живописца. Работы во Владимирском соборе
В 1885 году Виктор Михайлович Васнецов получает предложение А. Прахова участвовать в росписи Владимирского собора в Киеве. Стасов сообщает, что несмотря на давнишнее знакомство Прахов даже не предполагал, «что Васнецову свойственно и воз ...

Арбат и окрестности
В 1984 году из живой улицы с троллейбусами сделали пешеходную зону, Арбат приобрел статус заповедника, и от старого Арбата осталось одно название. Странное название, вроде бы происходящее от арабского «рабад», то есть предместье, - извест ...

Отношение к росписям современников
Благодаря деятельности А.В. Прахова росписи стали хорошо известны публике ещё до их завершения. Е.Д. Поленова в письме Васнецову В.М. из Москвы от 21 октября 1885 года пишет: «На днях приехал сюда Адриан Викторович и привёз Ваши эскизы, в ...