Сайт о культуре и искусстве

Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Другое » Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Страница 2

Так, во все времена и при всех режимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктатурах и демократиях - карикатура сохраняла свои двоякие качества: одних она смешила и радовала, других - раздражала и бесила. Сохраняла она обе ипостаси - сатирическую и юмористическую.

Но есть и третья ипостась - гневно-трагическая. Это работы Гойи, Домье, Хогарта, а у нас - Мора, Пророкова.

Следует иметь в виду, что от художников-карикатуристов требовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали "сильных мира сего", а также остроумная, неиссякаемая изворотливость в борьбе против цензуры. Вспомнить хотя бы стойкость и изобретательность, которые проявили французские карикатуристы Шарль Филипон, Оноре Домье и их друзья, сражаясь против жестокой королевской цензуры. Луи Филипон сделал открытие, что голова самого Луи Филиппа, короля Франции, имеет сходство с грушей. С этого момента груша сидела на троне, груша принимала парады, груша красовалась на ордене Почетного легиона и т.д. Вся Франция потешалась над коронованной грушей, отдавая должное остроумию и находчивости карикатуристов. Это блестящий пример применения в карикатуре так называемого эзопова языка - зашифрованного, но всем понятного иносказания. Этот прием, вызывая бессильную злобу противников, придает оппозиционной карикатуре особую остроту и привлекательность в глазах читателей, делает ее еще смешнее и язвительней.

История карикатуры в России начинается с народных лубков XVII и XVIII веков, носивших не только бытовой и религиозный, но и сатирический характер. Эти лубочные листы. Может быть, наивно, но искренно и выразительно высмеивали жадность и грубость дворянства, Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм чиновничества, крючкотворство и продажность судебных властей. Это знаменитые картинки - карикатуры "Как мыши кота хоронили", "Шемякин суд" и многие другие. Но это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры, которой еще только предстояло появиться в России.

Первые шаги на пути развития такой карикатуры связаны с именем выдающегося русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780 - 1847), Художник создал первое в нашей стране сатирическое издание, назвав его "Журнал карикатур на 1808 год в лицах". Император Александр I повелел журнал запретить, а цензуре быть разборчивее. Второго номера журнала карикатур читатель так и не увидел.

Шло время, грозные события сотрясали Россию. Близилась первая русская революция 1905 года. Вместе с революцией пошли в наступление на самодержавие и карикатуристы, среди которых такие выдающиеся художники, как В. Серов, Б. Кустодиев, И. Билибин, М. Добужинский, И. Бродский, Д. Митрохин и другие.

Имеет смысл вспомнить Юрия Константиновича Арцебушева, художника и редактора блистательного журнала "Сатирикон", вместе с ним работали Николай Ремизов, Алексей Радаков, Александр Яковлев, Николай Радлов - плеяда замечательных мастеров сатирического рисунка, позже они станут сотрудниками журнала "Крокодил".

Как относились к карикатуре сильные мира? О Луи Филиппе написано выше, Наполеон I явно не проявлял чувства юмора к этому жанру. Больше юмора проявил Николай 11, он спокойно относился к карикатурам.

Ленин относился к карикатуре весьма одобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касается Сталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношению к себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором, карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началом войны против С.С. С.Р. художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесены в известный "черный список" гестапо - "Найти и повесить!".

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической и социальной культуры народов Дальнего Китая
Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Учение: 1. ...

Загробный пир
Праздники древних египтян были связаны с религиозными культурами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы богатых поместий любили собирать за пиршественным столом родственников, друзей, именных гостей. Рельефы и роспис ...