Сайт о культуре и искусстве

Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Другое » Сатира и юмор в изобразительном искусстве

Страница 2

Так, во все времена и при всех режимах, при императорах и папах, при королях и президентах, при диктатурах и демократиях - карикатура сохраняла свои двоякие качества: одних она смешила и радовала, других - раздражала и бесила. Сохраняла она обе ипостаси - сатирическую и юмористическую.

Но есть и третья ипостась - гневно-трагическая. Это работы Гойи, Домье, Хогарта, а у нас - Мора, Пророкова.

Следует иметь в виду, что от художников-карикатуристов требовалось порою немалое мужество, когда они своими произведениями затрагивали "сильных мира сего", а также остроумная, неиссякаемая изворотливость в борьбе против цензуры. Вспомнить хотя бы стойкость и изобретательность, которые проявили французские карикатуристы Шарль Филипон, Оноре Домье и их друзья, сражаясь против жестокой королевской цензуры. Луи Филипон сделал открытие, что голова самого Луи Филиппа, короля Франции, имеет сходство с грушей. С этого момента груша сидела на троне, груша принимала парады, груша красовалась на ордене Почетного легиона и т.д. Вся Франция потешалась над коронованной грушей, отдавая должное остроумию и находчивости карикатуристов. Это блестящий пример применения в карикатуре так называемого эзопова языка - зашифрованного, но всем понятного иносказания. Этот прием, вызывая бессильную злобу противников, придает оппозиционной карикатуре особую остроту и привлекательность в глазах читателей, делает ее еще смешнее и язвительней.

История карикатуры в России начинается с народных лубков XVII и XVIII веков, носивших не только бытовой и религиозный, но и сатирический характер. Эти лубочные листы. Может быть, наивно, но искренно и выразительно высмеивали жадность и грубость дворянства, Спасал этот народ во все времена его непобедимый оптимизм чиновничества, крючкотворство и продажность судебных властей. Это знаменитые картинки - карикатуры "Как мыши кота хоронили", "Шемякин суд" и многие другие. Но это были только ростки настоящей профессиональной карикатуры, которой еще только предстояло появиться в России.

Первые шаги на пути развития такой карикатуры связаны с именем выдающегося русского живописца Алексея Гавриловича Венецианова (1780 - 1847), Художник создал первое в нашей стране сатирическое издание, назвав его "Журнал карикатур на 1808 год в лицах". Император Александр I повелел журнал запретить, а цензуре быть разборчивее. Второго номера журнала карикатур читатель так и не увидел.

Шло время, грозные события сотрясали Россию. Близилась первая русская революция 1905 года. Вместе с революцией пошли в наступление на самодержавие и карикатуристы, среди которых такие выдающиеся художники, как В. Серов, Б. Кустодиев, И. Билибин, М. Добужинский, И. Бродский, Д. Митрохин и другие.

Имеет смысл вспомнить Юрия Константиновича Арцебушева, художника и редактора блистательного журнала "Сатирикон", вместе с ним работали Николай Ремизов, Алексей Радаков, Александр Яковлев, Николай Радлов - плеяда замечательных мастеров сатирического рисунка, позже они станут сотрудниками журнала "Крокодил".

Как относились к карикатуре сильные мира? О Луи Филиппе написано выше, Наполеон I явно не проявлял чувства юмора к этому жанру. Больше юмора проявил Николай 11, он спокойно относился к карикатурам.

Ленин относился к карикатуре весьма одобрительно, усматривая в ней, прежде всего политическую сущность. Что касается Сталина, то, хотя карикатуры он любил и внимательно их рассматривал, но по отношению к себе никаких шуточек не допускал. Гитлер, когда стал могущественным диктатором, карикатуры на себя, особенно советские, ему перестали нравиться. Поэтому с началом войны против С.С. С.Р. художники Кукрыниксы и художник Борис Ефимов были внесены в известный "черный список" гестапо - "Найти и повесить!".

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Культура Нового царства
Новое царство – эпоха третьего, и последнего, подъёма египетского государства, наступившая после победы над азиатскими племенами гиксонов. Она была плодотворной и для художественной культуры, особенно в период XVIII династии, царившей в т ...

Одежда
Костюм всегда был и остаётся в сфере влияния художественного стиля эпохи, который в свою очередь формируется в результате различных исторических процессов. Поэтому история костюма несомненно имеет большое значение в исследовании повседнев ...

Маньеризм
Маньеризм (итал. manierismo, от maniera – прием, манера), течение в европейском искусстве 16 в., зародившееся в лоне искусства итальянского Возрождения и отразившее кризис ренессансных гуманистических идеалов. Мастера Маньеризма культивир ...