Сайт о культуре и искусстве

История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Другое » Декорирование предмета быта элементами геометрической резьбы » История развития художественной обработки дерева в России и за рубежом

Страница 2

Начиная с XVIII в. в русском искусстве ясно обозначаются два направления: народное, преимущественно крестьянское искусство, и искусство господствующих классов. Если в искусстве народных мастеров, тесно связанном с патриархальным крестьянским бытом, изменения происходили медленно и постепенно, то в искусстве господствующих классов с выходом России на Европейскую арену, развитием экономических и культурных связей произошли сравнительно быстрые и решительные перемены.

В русском искусстве первой половины XVIII в. сложился стиль барокко, для которого характерны пышность и повышенная динамичность форм, беспокойный ритм линий, праздничный декор с пенками, раковинами, головками купидонов и др., прославляющий власть и богатство.

Развитие художественной обработки дерева в первой четверти XVIII в. связано со строительством Петербурга, куда из многих городов страны, а также из-за рубежа были собраны лучшие мастера – плотники, столяры и резчики. Основным средством украшения интерьеров, как в дворцовых помещениях, так и в храмах, остается резьба, искусство которой достигает в середине XVIII в. наивысшего расцвета.

Затем в России наступил период классицизма, возродившего художественные идеалы античности. Так, к середине XIX в. русскими мастерами были освоены практически все способы художественной обработки древесины, все приемы декорирования изделий, основные виды столярных соединений и конструкций, самые разнообразные виды деревянных изделий, которые в последующие годы лишь повторялись с незначительными добавлениями.

В свою очередь кустарные производства, связанные с обработкой древесины, развивались во многих районах России, в частности в Нижегородской и Вятской губерниях. Мастера-кустари выпускали различные деревянные изделия – домашнюю утварь, посуду, шкатулки, табакерки и т.п. Изделия народных промыслов высоко ценились на всероссийских и международных ярмарках кустарной промышленности.

В конце XIX в. в связи с развитием промышленного производства кустарные промыслы постепенно приходят в упадок. Самодельная утварь и посуда даже в условиях сельской жизни заменяется готовыми фабричными изделиями. Выходит из моды резная мебель, резные ларцы и другие изделия. Все больше и больше мастеров уходят работать на фабрики и заводы. После войны 1914–1918 гг., на которой погибло немало талантливых мастеров, многие промыслы практически прекратили существование.

После октябрьской революции предприятия мелкой и кустарной промышленности были объявлены неприкосновенными, не подлежащими национализации. Кустарям разрешалось свободно торговать своими изделиями. Они стали объединяться в артели и товарищества. В 30-е годы многие промыслы располагали крупными производственными цехами, их изделия экспортировались за рубеж и широко распространялись на внутреннем рынке. При промыслах были организованы школы обучения ремеслу, где готовились кадры мастеров декоративно-прикладного искусства.

В послевоенные и последующие годы развитие промыслов, связанных с художественной обработкой дерева, шло по-разному. Одни из них расширяли свое производство, другие, в связи с оттоком молодежи в крупные города, – сокращали. Однако интерес к изделиям народных художественных промыслов никогда не иссякал, а в последние годы он заметно усилился. Скажем больше, на сегодняшний день спрос на художественные изделия из дерева растет и полностью пока не удовлетворяется. Следовательно, работа, проведенная мною в этом направлении, будет актуальна и востребована.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Прогресс цифровой живописи
В конце XX — начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причин ...

Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей. Направления деятельности учре ...

Понятие культурного творчества
Чрезвычайно важно рассматривать культуру как некое органическое целостное явление, как своего рода среду, в которой существуют свои общие для разных аспектов культуры тенденции, законы, взаимопритяжения и взаимоотталкивания. Необходимо ра ...