Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 4

В сложном процессе развития реализма в русском искусстве этого периода значительная роль принадлежит романтизму. Один из ярких его представителей – Александр Осипович Орловский (1777 – 1832 г.г.). Наряду с портретами большое место в творчестве художника занимает изображение батальных сцен и воинов. Ему также принадлежит огромное количество темпераментно выполненных рисунков углем, карандашом, акварелью, изображающих сцены кораблекрушений, батальные и бытовые сюжеты, народные типы

Романтическое направление в пейзажной живописи этого времени представлено работой Сильвестра Федеровича Щедрина (1791 – 1830 г.г.) "Ночь в Неаполе"

Характерное для передовых художников XIX века стремление показать человека просто и естественно, преодолевая парадность, официальность портретов XVIII столетия, можно проследить в "Портрете графа Г.Г. Кушелева" работы Ореста Адамовича Кипренского (*1782 – 1836 г.г.)

Большое значение для развития реалистической портретной живописи первой половины XIХ века имело творчество Василия Андреевича Тропинина (1776 - 1857 г.г). Тропинин обогатил портретную живопись новыми, реалистическими чертами. В его произведениях разносторонне выражены особенности портретного жанра этой эпохи и, прежде всего, стремление передать в портретах мир человеческих эмоций, то взволнованных и бурных – в портретах романтического характера, то лирических, имеющих оттенок сентиментальности.

Начало широкому отображению в искусстве жизни крестьян, их труда и быта было положено Алексеем Гавриловичем Венециановым (1780 – 1847 г.г.), представленным в экспозиции работой "Головка мальчика". Это небольшой живописный этюд, в котором свобода и мягкость живописной манеры сочетаются с живой, убедительной передачей натуры. Ученики и последователи Венецианова стремились к правдивому изображению окружающей жизни. Они сыграли значительную роль в развитии жанровой живописи и национального русского пейзажа. В музее представлено несколько произведений художников школы Венецианова.

Во второй четверти XIХ века в русском искусстве усиливаются демократические и реалистические тенденции. Официальным художественным центром продолжает оставаться Академия художеств, которая в 1828 году переходит в ведение царского двора. Принципы классицизма, господствующие в академическом искусстве, утрачивают свое прогрессивное значение. Под влиянием демократических идей передовых кругов русского общества ряд выдающихся мастеров, связанных с Академией художеств, по-новому переосмысливает стоящие перед ними творческие задачи.

Одним из крупнейших представителей академического искусства, творчество которого имело большое новаторское значение, был Карл Павлович Брюллов (1799-1852 г.г.). Брюллов был художником разностороннего таланта, мастером исторической и портретной живописи.

Рисунки Брюллова дают представление о его виртуозном мастерстве рисовальщика. В них также отразилась борьба тех противоречивых начал, которая пронизывает все творчество художника. Холодны, далеки от жизни, полны ложной патетики рисунки на религиозные темы ("Голова апостола"). Совсем иной характер носят жанровые зарисовки "Карбонарий", "Монах и итальянский крестьянин, пьющие вино", в которых проявилась живая непосредственность и наблюдательность художника.

Основоположником критического реализма в украинском изобразительном искусстве является Тарас Григорьевич Шевченко (1814 – 1861 г.г). Творчество Шевченко как поэта и художника формировалось под непосредственным влиянием русских революционеров-демократов, прогрессивных деятелей русской культуры. Испытав гнет крепостной неволи и гонения царского самодержавия, Шевченко в свои произведения вкладывал большое обличительное содержание и создал правдивые образы обездоленного народа. Большое влияние на формирование художественного мастерства Шевченко, особенно в портретной живописи оказал Брюллов. "Портрет Е.Г. Горленко" - пример высокого мастерства Шевченко-портретиста, стремящегося создать образ живой и убедительный, подчеркнуть достоинство и обаяние молодой женщины. Прекрасный образ мастерства Шевченко-офориста – "Автопортрет", выполненный художником в последний год жизни. За овладение техникой офорта Шевченко в 1860 году получил звание академика гравюры.

Последователями Шевченко были украинские художники демократического направления Д.И. Бесперчий и И.И. Соколов. Хотя в их творчестве нет той силы социального обличия, которая присуща произведениям Шевченко, они многое сделали для развития украинской бытовой живописи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем также:

Материалы
Лучшим материалом для резьбы считается мягкая древесина лиственных пород: липы, ольхи и осины. Древесина этих деревьев однородная и прекрасно режется во всех направлениях. На ней можно выполнять тончайшие порезки, не опасаясь скалывания д ...

Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен
Осознание феномена художественного коллекционирования, как и коллекционирования в целом, объединено с проблемой научной интерпретации специфического музейного подхода к действительности, результатом которого являются музейные и частные ко ...

Загадочный лабиринт
В Фаюмском оазисе фараон Аменемхет III воздвиг колоссальное (площадью семьдесят две тысячи квадратных метров), окруженное колоннадой здание с множеством помещений – залов, молелен, коридоров, кладовых. Греки и римляне называли его Лабирин ...