Сайт о культуре и искусстве

Загробный пир

Другое » Культура Египта » Загробный пир

Праздники древних египтян были связаны с религиозными культурами и земледельческими обрядами. Кроме того, вельможи, владельцы богатых поместий любили собирать за пиршественным столом родственников, друзей, именных гостей. Рельефы и росписи гробниц позволяют представить, как происходили эти пиры. Произведениями настенной живописи славятся фиванские гробницы сановников эпохи Нового царства, датируемые XV в. до н.э., периоды XVIII династии.

Согласно традиции, росписи расположены одна над другой горизонтальными полосами. Владелец гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах и на циновках, слуги, служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины – и господа, и слуги – занимают одну сторону росписей, женщины – другую. Служанки – молодые, стройные и чаще всего обнаженные девушки – подают изящным египетским дамам цветы, разносят плоды и вино. Им уделено основное внимание живописца. Неподвижность прямых фигур одних служанок помогает оценить непринужденность движений других: они наклоняются так естественно, что черные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчеркивается изящными позами. Фигуры заслоняют друг друга, иногда изображены в профиль, а в росписи гробницы Рехмира, можно увидеть изображения в необычном ракурсе – обнаженная служанка показана со спины.

Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты – мужчины и женщины – играют на арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах и барабанах. На фрагментах одной из росписей четыре сидящие музыкантши аккомпанируют танцовщицам, отбивая такт ладонями тонких длинных рук. Они образуют живописную и необычную группу: вопреки канону две из них изображены в фае. Рядом танцуют две юные миниатюрные девушки, золотисто-смуглые тела, которых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на головах у девушек диадемы. Одна девушка слегка заслоняют другую, их позы и жесты схожи, но, подчиняясь монотонному ритму танца, направлены в разные стороны.

Не следует забивать, что изображения подчинялись традиционным приемам, религиозной символистике. Так, цветы лотоса в руках пирующих – не столько изысканное украшение праздника, сколько символ, дарующий бессмертие.

Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени, об идеале женской красоты. Присутствующие на пиру знатные египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоценностями. На некоторых из них открытые, облегающие платья с бретелями, напоминающие сарафан.

Мода менялась: ткани стали прозрачными, струящимися, а одежда более просторной, с множеством складок. Причудливы сложные парики до плеч из множества сплетенных косичек. Хлопотливые служанки водружают на них маленькие колпачки с ароматическими благовониями.

В египетском обществе высоко ценились украшения из золота, бирюзы, лазурита, яшмы, сердолика. Роскошные ювелирные изделия, как и все искусство Древнего Египта, отличаются безупречным вкусом и чувством стиля. В обрамлении, тяжелых париков, серег, диадем; с контурной обводкой миндалевидных глаз, щеками и губами, тронутыми краской, тонкие лица женщин, как и удлиненные пропорции их легких, словно неосязаемых тел, наделены непревзойденной в Древнем мире таинственной прелестью.

Рекомендуем также:

Немецкое зодчество XVIII века
В XVIII веке Германия проснулась от своей духовной спячки. В музыке и поэзии она достигла высочайших вершин. В области эстетического и художественно-исторического исследования она стала, наравне с другими странами, во главе умственного дв ...

Складывание собственных приемов в строительстве
Следующий этап монументального строительств начался в 30-х гг. XI в. В Чернигове началось строительство Спасского собора: письменные источники не сообщают времени начала строительства, но к 1036 г. стены собора были выстроены на высоту «я ...

Функции культуры
Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры − это человек как родовое сущес ...