Харьковский художественный музей
В наиболее значительных произведениях иконописи проявилась высокая творческая одаренность древнерусских мастеров.
В основных политических и культурных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Москве, Чернигове, Владимире – возникли местные художественные школы, которые имели свои стилистические особенности.
Представленные в экспозиции "Царские врата" (XVI век) относятся к так называемым "среднерусским письмам" (этот термин объединяет ряд близких по своим особенностям иконописных школ среднерусской полосы). В произведении во всем блеске проявились свойственные древнерусскому искусству декоративная красота, мастерство композиции и колорита. Плоскости створок "Врат" разбиты на отдельные ячейки – клейма. Заключенные в них фигуры евангелистов с удлиненными пропорциями обрисованы красивыми плавными линиями. Они выделяются четким силуэтом на фоне архитектурных строений и пейзажа. Чистота и звучность красок, сочетание красных, коричнево-черных тонов с золотым фоном создают необычайно праздничный цветовой аккорд.
В музее экспонируется редкая икона, на которой есть дата и подпись художника, - "Благовещение" Федуско из Самбора (1579 год). Это одна из западно-украинских икон, в которых явственно проявляется стремление отойти от иконописных традиций. Характерная для иконописи плоскостность нарушена: художник пытается передать пространство посредством расположения зданий под углом к плоскости иконы; в формах архитектуры ощущается влияние искусства Возрождения. Для выявления объема фигур использованы складки одежд, изображенные контурными линиями (такие линии впервые появились в иконах XVI века, очевидно, вследствие влияния книжной гравюры). Позы и жесты персонажей отчасти утратили традиционную торжественность. С наивной непосредственностью иконописец стремится придать эмоциональную выразительность образам: порывистость движений архангела Гавриила, принесшего радостную весть о великом предназначении Марии как матери сына бога, удивление Марии, которая встала со скамьи, приложив одну руку к щеке, другую к сердцу. Их фигуры с непропорционально крупными головами лишены идеализации. Икона отличается гармоничным колоритом, коричневые тона одежды архангела, светло-серый и розоватый цвета зданий, золотистая одежда Марии создают нежную цветовую гамму.
В XVII столетии на Украине получили широкое распространение народные картины с изображением любимого героя украинского фольклора – казака Мамая. Представление о них дает имеющаяся в музее картина, которая является повторением, выполненным в начале XIX века с более раннего оригинала.
В экспозиции представлены украинские портреты XVIII века. В портретной живописи этого времени ощущается усиление светских реалистических начал. Отчетливо проявляются эти тенденции в "Портрете осадчего Харько", выполненном неизвестным украинским мастером XVIII века. Художник стремится с помощью светотени придать объемность фигуре. Наряду с этим сохраняются некоторые иконописные традиции – статичность изображения, фронтальность композиции портрета. В нем ощутимо также влияние украинской народной картины: округлое лицо Харько с правильными дугами бровей и прямым носом очень близко к изображению казака Мамая.
Отечественное искусство XVIII века, отмеченное ярким своеобразие, тесно связано с крупнейшими преобразованиями в общественно-политической и культурно-художественной жизни России. Реформы Петра I на рубеже XVII- XVIII веков были направлены на укрепление экономической и политической мощи государства, его дальнейшее развитие. В то же время они способствовали укреплению феодально-крепостнического строя, усилению эксплуатации крестьянства, что вызывало народные волнения. Классовая борьба наложила свой отпечаток на художественную культуру того времени. Идеи справедливого общественного переустройства, волновавшие передовых людей эпохи, нашли свое отражение в произведениях литературы и искусства. Искусство стремится передать многообразие окружающей действительности, выразить прогрессивные идеалы своего времени.
В связи с быстрым развитием национальной художественной культуры в первой половине XVIII века возникает необходимость создания в России Академии художеств. Основанная в Петербурге в 1757 году, Академия на протяжении многих лет была серьезной школой, воспитавшей отечественных мастеров – живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов. С Академией связано формирование в русском искусстве стиля классицизма. Его основные принципы заключались в утверждении идеалов высокой нравственности, гражданского долга и патриотизма. Классицизм требовал, однако, строгого подчинения четко наработанной системе художественных приемов, основанной на подражании образцам античного искусства.
Рекомендуем также:
Истоки русского футуризма
Русский футуризм связан с западноевропейской культурой, традицией – философскими идеями А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, провозглашавшими интуитивизм (познание действительности, основанное на интуиции), нигилизм, критику традиционно ...
Долина царей
Во время Нового царства фараонов стали хоронить (о чем свидетельствует, например, погребения царицы Хапшепсут) в Долине царей, в подземных, тщательно скрытых гробницах. Долина расположена за горной грядой Дейр эль-Бахри в начале длинного ...
Детство как самостоятельный аспект культуры
Детство как самостоятельный аспект культуры было выделено в качестве "некоего мира, обладающего некоторой автономией и психологической ценностью", в романтическо-просветительской литературе. Значительную роль в восприятии этого ...