Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 2

В наиболее значительных произведениях иконописи проявилась высокая творческая одаренность древнерусских мастеров.

В основных политических и культурных центрах Древней Руси – Киеве, Новгороде, Москве, Чернигове, Владимире – возникли местные художественные школы, которые имели свои стилистические особенности.

Представленные в экспозиции "Царские врата" (XVI век) относятся к так называемым "среднерусским письмам" (этот термин объединяет ряд близких по своим особенностям иконописных школ среднерусской полосы). В произведении во всем блеске проявились свойственные древнерусскому искусству декоративная красота, мастерство композиции и колорита. Плоскости створок "Врат" разбиты на отдельные ячейки – клейма. Заключенные в них фигуры евангелистов с удлиненными пропорциями обрисованы красивыми плавными линиями. Они выделяются четким силуэтом на фоне архитектурных строений и пейзажа. Чистота и звучность красок, сочетание красных, коричнево-черных тонов с золотым фоном создают необычайно праздничный цветовой аккорд.

В музее экспонируется редкая икона, на которой есть дата и подпись художника, - "Благовещение" Федуско из Самбора (1579 год). Это одна из западно-украинских икон, в которых явственно проявляется стремление отойти от иконописных традиций. Характерная для иконописи плоскостность нарушена: художник пытается передать пространство посредством расположения зданий под углом к плоскости иконы; в формах архитектуры ощущается влияние искусства Возрождения. Для выявления объема фигур использованы складки одежд, изображенные контурными линиями (такие линии впервые появились в иконах XVI века, очевидно, вследствие влияния книжной гравюры). Позы и жесты персонажей отчасти утратили традиционную торжественность. С наивной непосредственностью иконописец стремится придать эмоциональную выразительность образам: порывистость движений архангела Гавриила, принесшего радостную весть о великом предназначении Марии как матери сына бога, удивление Марии, которая встала со скамьи, приложив одну руку к щеке, другую к сердцу. Их фигуры с непропорционально крупными головами лишены идеализации. Икона отличается гармоничным колоритом, коричневые тона одежды архангела, светло-серый и розоватый цвета зданий, золотистая одежда Марии создают нежную цветовую гамму.

В XVII столетии на Украине получили широкое распространение народные картины с изображением любимого героя украинского фольклора – казака Мамая. Представление о них дает имеющаяся в музее картина, которая является повторением, выполненным в начале XIX века с более раннего оригинала.

В экспозиции представлены украинские портреты XVIII века. В портретной живописи этого времени ощущается усиление светских реалистических начал. Отчетливо проявляются эти тенденции в "Портрете осадчего Харько", выполненном неизвестным украинским мастером XVIII века. Художник стремится с помощью светотени придать объемность фигуре. Наряду с этим сохраняются некоторые иконописные традиции – статичность изображения, фронтальность композиции портрета. В нем ощутимо также влияние украинской народной картины: округлое лицо Харько с правильными дугами бровей и прямым носом очень близко к изображению казака Мамая.

Отечественное искусство XVIII века, отмеченное ярким своеобразие, тесно связано с крупнейшими преобразованиями в общественно-политической и культурно-художественной жизни России. Реформы Петра I на рубеже XVII- XVIII веков были направлены на укрепление экономической и политической мощи государства, его дальнейшее развитие. В то же время они способствовали укреплению феодально-крепостнического строя, усилению эксплуатации крестьянства, что вызывало народные волнения. Классовая борьба наложила свой отпечаток на художественную культуру того времени. Идеи справедливого общественного переустройства, волновавшие передовых людей эпохи, нашли свое отражение в произведениях литературы и искусства. Искусство стремится передать многообразие окружающей действительности, выразить прогрессивные идеалы своего времени.

В связи с быстрым развитием национальной художественной культуры в первой половине XVIII века возникает необходимость создания в России Академии художеств. Основанная в Петербурге в 1757 году, Академия на протяжении многих лет была серьезной школой, воспитавшей отечественных мастеров – живописцев, скульпторов, граверов, архитекторов. С Академией связано формирование в русском искусстве стиля классицизма. Его основные принципы заключались в утверждении идеалов высокой нравственности, гражданского долга и патриотизма. Классицизм требовал, однако, строгого подчинения четко наработанной системе художественных приемов, основанной на подражании образцам античного искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Пример композиции татарского танца
В танце участвуют восемь девушек и восемь юношей, но число исполнителей можно увеличить или уменьшить, оставляя четным. Построен в форме перепляса группы девушек и группы юношей. Имеет игровой характер. Исполняется в быстром темпе, легко ...

Символизм
В конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. первоначально в литературе, затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию – возникло художе ...

Возникновение и понятие культуры
Культурология − наука о культуре. Базовый термин слово «культура» появилась в латинском языке, восходит к латинскому cultura и находится в оппозиции к термину natura – природа. Это понятие первоначально обозначало «возделывания», «к ...