Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 3

С деятельностью Академии художеств тесно связано имя одного из основоположников русской исторической живописи Антона Павловича Лосенко (1737 - 1773). Родом с Украины, Лосенко обучался живописи у известного портретиста И.П. Аргунова, а затем в Академии художеств, которую с успехом закончил. После пенсионерской поездки за границу он занимает должность профессора Академии, позднее возглавляет ее как директор. Полотно "Авель" (1768 г.) создано в Риме. Это прекрасный образец русской академической живописи середины XVIII века. Характерен так называемый "высокий" сюжет из священного писания, в основе произведения лежит идея осуждения преступления. (Авель – сын Адама и Евы – был убит из зависти своим братом Каином). В этом произведении проявилось высокое мастерство, которое давала Академия, - безупречный рисунок, скульптурная передача объема посредством светотени, великолепное знание анатомии человека, законов перспективы. Творчество Лосенко сыграло важную роль в развитии русского искусства, отразив прогрессивные черты, свойственные этому периоду деятельности Академии. Большая заслуга и в том, что он один из первых ввел в круг академических сюжетов тему из русской истории (картина "Владимир и Рогнеда ").

Во второй половине XVIII века в связи с дальнейшим усилением крепостничества, нарастанием широкого народного возмущения среди передовой части русской дворянской интеллигенции возникают оппозиционные настроения по отношению к правящим кругам, получают распространение идеи просветительства. Характерное для просветителей признание ценности человеческой личности, идеи гуманизма и гражданственности, составляющие основу их философии, нашли свое отражение в литературе и искусстве. Это время высокого расцвета в России искусства портрета.

Большая роль в развитии русского портрета второй половины XVIII столетия принадлежит одному из крупнейших мастеров этого времени Федору Степановичу Рокотову (1735/36 – 1808 г.г.). В его небольших лишенных парадности интимных портретах в значительной мере преодолена внутренняя скованность человека, присущая ранним русским портретам XVIII века. Женские образы, созданные Рокотовым, всегда поэтичны, проникнуты лиризмом, полны одухотворенности, трепетной внутренней жизни; в каждом из них дана тонкая индивидуальная характеристика. И все же они – как бы варианты одного типа женского лица, любимого художником. На "Портрете неизвестной в белом платье", написанном в мягкой гамме серых и голубых тонов, изображена молодая женщина с тонкими чертами лица, отмеченного той особой хрупкостью и обаянием, которые составляют характерную особенность женских портретов Рокотова.

Двумя портретами представлено в музее творчество крупнейшего русского художника второй половины XVIII века Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 – 1822 г.г.) – "Портрет Е.М. Храповой" и "Портрет И.А. Васильевой".

К блестящей плеяде русских портретистов второй половине XVIII века принадлежит Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825 г.г.). Творческая деятельность Боровиковского, в основном протекала независимо от Академии художеств. Он пошел дальше своих предшественников в развитии реалистических традиций, обогатив портретную живопись новыми чертами.

Наряду с известными отечественными портретистами в России в середине и во второй половине XVIII века работали иностранные мастера, бывшие, главным образом, придворными живописцами. Среди них были Иоганн Баптист Лампи и Жан Луи Вуаль, представленные в экспозиции портретами.

В патом зале показаны образцы резцовой гравюры второй половины XVIII века, работы лучших ее мастеров с картин и портретов современных художников (в то время гравюра служила в основном средством репродукции).

Отечественная война 1812 года, которая вызвала в народе могучий подъем патриотических чувств и национального самосознания, революционное движение декабристов, направленное против крепостного права и самодержавия, наложили на отечественную культуру первой четверти XIX века яркий отпечаток народности, высокой человечности и романтической взволнованности. В области литературы и искусства появляются новые выдающиеся таланты.

Событиям войны 1812 года посвящены медальоны Федора Петровича Толстого (1783 – 1873 г.г.) с эпизодами сражений. Художник прославляет героизм русского народа, передавая высокие патриотические чувства в возвышенном стиле. Аллегорические сцены сражений, в которых русские и французские солдаты изображены в виде античных воинов, отличаются сдержанностью и лаконизмом композиций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем также:

Берлинский кинофестиваль
Берлинский кинофестиваль (иногда ещё говорят Берлина́ле) ориентируется в основном на фильмы "авторского кино". Премия "Золотой глобус" Американская премия "Золотой глобус" стремится предлагать независи ...

Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...

Становление и развитие советской системы образования и науки
В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом, накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов, немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздейств ...