Сайт о культуре и искусстве

Образование строительных артелей. Архитектура Переяславля

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Образование строительных артелей. Архитектура Переяславля

В конце XI в. по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а позднее – и князя Владимира Мономаха в Переяславле развернулось широкое строительство. За небольшой период было возведено не менее девяти монументальных зданий. Судя по количеству построек, строительство не могло быть выполнено приезжими мастерами; очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. Это подтверждается и своеобразными особенностями, строительной техники. Типы церквей иные: бесстолпные и двухстолпные храмики. По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует стеклоделательная мастерская, найденная при раскопках, где изготовляли смальту для мозаик.

Центральный храм Переяславля – Михайловская церковь – это крупное здание сo своеобразным планом. Храм пятинефный, боковые нефы и нартекс отделялись от центрального пространства стенами и соединялись с ним широкими проемами с аркадами. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). С востока расположена одна большая апсида. Храм имел с трех сторон притворы. Внутри он был роскошно украшен. Размер сторон подкупольного пространства около 5.8 м, а общие размеры здания (без притворов) ЗЗ27 м. После окончания постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.

Другие церкви были небольшими, одноапсидными. Одна из церквей Спасская – имела два столба; с запада к ней примыкал нартекс. В церкви и около нее обнаружено большое количество погребений, некоторые – в каменных саркофагах; очевидно, это была церковь-усыпальница. Пол ее был вымощен поливными керамическими плитками, а стены расписаны фресками.

Остальные переяславльские церкви представляют собой различные варианты бесстолпных храмиков.

Автор пришел к выводу, что строительство в переяславле выполнялось местными мастерами, а не приезжими, т. к. типы церквей отличаются от Византийских, а внутренняя отделка выполнена местными силами. Можно сделать вывод, что в Переяславле сложилась собственная строительная артель.

Рекомендуем также:

Вехи
Историю развития культуры Древнего Египта, одного из ярчайших очагов цивилизации, можно разделить на следующие этапы: • Додинастический период (V – IV тыс. до н.э.); • Раннее царство (ок. 3000 – 2900 до н.э.), объединение Верхнего и Ниж ...

Фонтан «Межеумный»
Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульп ...

Сад святилища Хэйан-дзингу
Синтоистское святилище Хэйан-дзингу постороено в 1895 году (период Мэйдзи) в честь 1100-летнего юбилея со дня основания города Киото. Это уменьшенная копия первого императорского дворца в столице Хэйан-кё (старое название Киото), который ...