Сайт о культуре и искусстве

Образование строительных артелей. Архитектура Переяславля

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Образование строительных артелей. Архитектура Переяславля

В конце XI в. по инициативе энергичного переяславльского епископа Ефрема, а позднее – и князя Владимира Мономаха в Переяславле развернулось широкое строительство. За небольшой период было возведено не менее девяти монументальных зданий. Судя по количеству построек, строительство не могло быть выполнено приезжими мастерами; очевидно, здесь работала какая-то другая строительная артель. Это подтверждается и своеобразными особенностями, строительной техники. Типы церквей иные: бесстолпные и двухстолпные храмики. По качеству строительства и богатству отделки памятники Переяславля не уступали киевским, богатейшая отделка выполнялась местными силами, о чем свидетельствует стеклоделательная мастерская, найденная при раскопках, где изготовляли смальту для мозаик.

Центральный храм Переяславля – Михайловская церковь – это крупное здание сo своеобразным планом. Храм пятинефный, боковые нефы и нартекс отделялись от центрального пространства стенами и соединялись с ним широкими проемами с аркадами. Купол поддерживали четыре очень массивных квадратных в плане столба (со сторонами около 3 м). С востока расположена одна большая апсида. Храм имел с трех сторон притворы. Внутри он был роскошно украшен. Размер сторон подкупольного пространства около 5.8 м, а общие размеры здания (без притворов) ЗЗ27 м. После окончания постройки Михайловской церкви к ней пристроили целый комплекс усыпальниц, превративший здание в сложный архитектурный ансамбль.

Другие церкви были небольшими, одноапсидными. Одна из церквей Спасская – имела два столба; с запада к ней примыкал нартекс. В церкви и около нее обнаружено большое количество погребений, некоторые – в каменных саркофагах; очевидно, это была церковь-усыпальница. Пол ее был вымощен поливными керамическими плитками, а стены расписаны фресками.

Остальные переяславльские церкви представляют собой различные варианты бесстолпных храмиков.

Автор пришел к выводу, что строительство в переяславле выполнялось местными мастерами, а не приезжими, т. к. типы церквей отличаются от Византийских, а внутренняя отделка выполнена местными силами. Можно сделать вывод, что в Переяславле сложилась собственная строительная артель.

Рекомендуем также:

Культурная интеграция
Элементы, составляющие культуру, как правило, представляют собой согласованное и сбалансированное целое. Однако идеальная интеграция недостижима по той простой причине, что исторические события постоянно оказывают влияние на культуру. Кро ...

Христианско-православное начало культуры
Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свою письменность, развитые религии. Она стремилась войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предш ...

Испанская живопись XVIII века
Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок, продолжавшийся в ...