Харьковский художественный музей
Харьковский художественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейной коллекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477 графических произведений для университетского кабинета изящных искусств.
В дальнейшем кабинет изящных искусств пополнялся произведениями живописи, эстампами, скульптурными копиями античных образцов и с 1835 года после введения нового университетского устава стал именоваться Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.
Рост Харькова во второй половине ХIХ века как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы явились предпосылками для создания наряду с университетским музеем первого на Украине городского Художественно-промышленного музея, который открылся 14 декабря 1886 года. Основу его экспозиции составили часть произведений, переданных из университетской коллекции, частные пожертвования, а также значительный дар Академии художеств, которая передала 22 скульптуры и 36 живописных полотен. Позже в музей поступило 1348 работ художника С.И. Васильковского, много сделавшего для развития художественной культуры на Харьковщине.
После Великой Октябрьской революции на базе городского и университетского музеев, а также национализированных частных собраний в 1919 году возникли Музей украинского искусства и Центральный художественно-исторический музей имени Г.С. Сковороды. Впоследствии художественные коллекции этих двух музеев были сосредоточены в Украинской картинной галерее, фонды которой насчитывали более 75 тысяч экспонатов.
В начале Великой Отечественной войны из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать лишь ее основу – свыше четырех тысяч экспонатов. Фашисты сожгли здание галереи, тысячи произведений были разграблены и вывезены оккупантами. Среди них полотна И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, более тысячи пейзажных этюдов С.И. Васильковского, произведения скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, старинная мебель и многие другие работы русских, украинских и зарубежных мастеров.
Сегодня в собрании Харьковского художественного музея около 20 тысяч произведений.
С 1944 года экспозиция размещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова. В этом здании с 1922 по 1928 год работал Совет Народных Комиссаров Украины. (Отсюда и нынешнее название улицы - Совнаркомовская). В 26 залах музея представлены отделы отечественного дореволюционного и советского, зарубежного и декоративно-прикладного искусства.
Путеводитель составлен в соответствии с историко-хронологическим принципом построения экспозиции. Первый раздел посвящен русскому и украинскому дореволюционному искусству (залы 1-12, занимают второй этаж здания музея). Второй раздел знакомит с произведениями советских художников (залы 15-22 на первом этаже). Завершается путеводитель, как и экспозиции музея, разделом, в котором представлены произведения зарубежных мастеров (залы 23-26 на первом этаже). В отделе декоративно-прикладного искусства экспонируется постоянно действующая выставка мелкой фарфоровой пластики из коллекции Е.М. Шпектор (залы 13-14 на втором этаже).
Музей – не только хранилище художественных ценностей. Популяризация художественного наследия прошлого и творчества современных мастеров – одна из главных задач научных сотрудников.
Большой размах приобрела выставочная деятельность музея. Ежегодно организуются выставки, которые знакомят с уникальными коллекциями, хранящимися в фондах музея.
Выставки из Москвы, Петербурга, Киева и других городов, зарубежные выставки, которые музей систематически показывает в своих залах, знакомят харьковчан с творчеством выдающихся художников и известных зарубежных мастеров.
Экспозиция отдела "Русское и украинское дореволюционное искусство" (залы 1-5) открывается произведениями русской и украинской иконописи XVI-XVII веков. В иконах нашел свое выражение коллективный творческий опыт народа, в них заключены художественные ценности непреходящего общечеловеческого значения.
Искусство Древней Руси, как и искусство других стран в эпоху религиозного мировоззрения, а сами произведения искусства были по своему назначению предметами церковного культа. Мастера-иконописцы создавали произведения в рамках религиозных сюжетов, характер изображения определялся установленными церковью законами. Древнерусские живописцы вносили в эти веками устоявшиеся традиционные схемы свои представления об идеалах добра и красоты.
Рекомендуем также:
Сад Цубо
Это сугубо городское явление. Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы изме ...
Культурно – исторические рекреационные ресурсы. Их классификация и
разновидности
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационн ...
Этноцентризм
Обычаи, присущие той или иной стране, нации, социальной группе, настолько глубоко укореняются в нашем сознании, что кажутся второй натурой. Кроме того, трудно представить себе другой жизненный уклад. Антрополог Ральф Линтон писал:
«В теч ...