Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 1

Харьковский художественный музей – один из старейших в нашей стране. Начало музейной коллекции было положено в 1805 году известным ученым и общественным деятелем, основателем Харьковского университета В.Н. Каразиным, который приобрел 2477 графических произведений для университетского кабинета изящных искусств.

В дальнейшем кабинет изящных искусств пополнялся произведениями живописи, эстампами, скульптурными копиями античных образцов и с 1835 года после введения нового университетского устава стал именоваться Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

Рост Харькова во второй половине ХIХ века как экономического и культурного центра, становление местной художественной школы явились предпосылками для создания наряду с университетским музеем первого на Украине городского Художественно-промышленного музея, который открылся 14 декабря 1886 года. Основу его экспозиции составили часть произведений, переданных из университетской коллекции, частные пожертвования, а также значительный дар Академии художеств, которая передала 22 скульптуры и 36 живописных полотен. Позже в музей поступило 1348 работ художника С.И. Васильковского, много сделавшего для развития художественной культуры на Харьковщине.

После Великой Октябрьской революции на базе городского и университетского музеев, а также национализированных частных собраний в 1919 году возникли Музей украинского искусства и Центральный художественно-исторический музей имени Г.С. Сковороды. Впоследствии художественные коллекции этих двух музеев были сосредоточены в Украинской картинной галерее, фонды которой насчитывали более 75 тысяч экспонатов.

В начале Великой Отечественной войны из всей богатейшей коллекции удалось эвакуировать лишь ее основу – свыше четырех тысяч экспонатов. Фашисты сожгли здание галереи, тысячи произведений были разграблены и вывезены оккупантами. Среди них полотна И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, В.А. Серова, более тысячи пейзажных этюдов С.И. Васильковского, произведения скульптуры, народного и декоративно-прикладного искусства, старинная мебель и многие другие работы русских, украинских и зарубежных мастеров.

Сегодня в собрании Харьковского художественного музея около 20 тысяч произведений.

С 1944 года экспозиция размещается в двухэтажном особняке, построенном по проекту академика архитектуры А.Н. Бекетова. В этом здании с 1922 по 1928 год работал Совет Народных Комиссаров Украины. (Отсюда и нынешнее название улицы - Совнаркомовская). В 26 залах музея представлены отделы отечественного дореволюционного и советского, зарубежного и декоративно-прикладного искусства.

Путеводитель составлен в соответствии с историко-хронологическим принципом построения экспозиции. Первый раздел посвящен русскому и украинскому дореволюционному искусству (залы 1-12, занимают второй этаж здания музея). Второй раздел знакомит с произведениями советских художников (залы 15-22 на первом этаже). Завершается путеводитель, как и экспозиции музея, разделом, в котором представлены произведения зарубежных мастеров (залы 23-26 на первом этаже). В отделе декоративно-прикладного искусства экспонируется постоянно действующая выставка мелкой фарфоровой пластики из коллекции Е.М. Шпектор (залы 13-14 на втором этаже).

Музей – не только хранилище художественных ценностей. Популяризация художественного наследия прошлого и творчества современных мастеров – одна из главных задач научных сотрудников.

Большой размах приобрела выставочная деятельность музея. Ежегодно организуются выставки, которые знакомят с уникальными коллекциями, хранящимися в фондах музея.

Выставки из Москвы, Петербурга, Киева и других городов, зарубежные выставки, которые музей систематически показывает в своих залах, знакомят харьковчан с творчеством выдающихся художников и известных зарубежных мастеров.

Экспозиция отдела "Русское и украинское дореволюционное искусство" (залы 1-5) открывается произведениями русской и украинской иконописи XVI-XVII веков. В иконах нашел свое выражение коллективный творческий опыт народа, в них заключены художественные ценности непреходящего общечеловеческого значения.

Искусство Древней Руси, как и искусство других стран в эпоху религиозного мировоззрения, а сами произведения искусства были по своему назначению предметами церковного культа. Мастера-иконописцы создавали произведения в рамках религиозных сюжетов, характер изображения определялся установленными церковью законами. Древнерусские живописцы вносили в эти веками устоявшиеся традиционные схемы свои представления об идеалах добра и красоты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздни ...

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменен на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появ ...

Декоративный витраж
Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества – прикладное творчество. Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Эт ...