Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 8

Дальнейшее развитие пейзажа, обогащение его новыми художественными приемами связано с творчеством Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927 г.г.). Творческий диапазон Поленова необычайно широк и разнообразен. Художник успешно работал в области исторического, бытового и пейзажного жанров. Он умел увидеть и раскрыть неповторимую поэтическую красоту самых простых, обыденных мотивов. В экспозиции Поленов представлен несколькими произведениями. Среди них – эскиз на библейскую тему "Христос и грешница", пейзаж "Дворик" (1881), "Ока" (1903).

Учеником Саврасова и Поленова,продолжившим лирическую линию в русском пейзаже, был замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900 г.г.). В своих глубоко человеческих пейзажах, часто выражающих общественно значимые, гражданственные тенденции, через совершенные по мастерству живописные образы Левитан подытожил и отразил все главное достигнутое его предшественниками.

В музее Левитан представлен небольшими по размерам этюдами. Особенно поэтичен выполненный в локальной цветовой гамме этюд "Вечер". Более законченный характер носит пейзаж "Двор".

Под непосредственным влиянием русской пейзажной живописи развивалось творчество украинского художника Владимира Донатовича Орловского (1842 – 1914 г.г.). Он тяготел к пейзажам панорамного характера, умел придать им величественное, эпическое звучание, подчеркнуть национальное своеобразие и красоту родной земли. Как и большинство его полотен, картина "Отдых в степи" (1884 г.) изображает природу Украины. Могучая жизненная сила ощущается в этом произведении. Художник убедительно передает безбрежность степей, напоенную влагой землю, высокое небо с облаками и освещенную солнцем даль. Будучи профессором Академии, Орловский воспитал целую плеяду русских и украинских художников-пейзажистов. Среди них был и выдающийся мастер украинского пейзажа, художник-харьковчанин С.И. Вастильковский.

Васильковский – автор лирико-эпических пейзажей, жанровых картин, произведений на темы украинской истории, но основным содержанием, главной темой его творчества является проникновенное изображение природы Украины.

В Харьковском музее – одно из значительных на Украине собраний работ Васильковского, начиная с самых ранних, не лишенных влияния академической школы ("Каменная балка" - 1881, "Коробов хутор" - 1882), до зрелых произведений, отмеченных творческой самобытностью и высоким мастерством живописца. Пейзаж "Казачий пикет" (1888 г.) – живой поэтический образ украинской природы с ее широкими просторами, мягкими переливами красок. В сочетании с бытовыми элементами это произведение приобретает характер пейзажа-картины. Очень поэтичны, как все творчество Васильковского, его небольшие по размерам этюды, рисующие яркий солнечный украинский пейзаж, часто включающие жанровые мотивы ("Свиданье" - 1894, "Ловят снегиря"). В 1910-х годах Васильковский в содружестве с Н.С. Самокишем создал картину "Дума о трех братьях". Основой этого произведения является одноименная дума о братьях, бежавших из турецкой неволи. Художник изобразил тот момент, когда старшие братья покидают младшего в беде. Грозный, напряженный колорит пейзажа подчеркивает драматизм действия.

Васильковский был также первоклассным акварелистом и рисовальщиком, в чем убеждают его пейзажи-миниатюры, представленные в музее: "Днепровские плавни" (1896 г.), "На Донце" (1901 г.). Васильковсикй занял в истории украинского пейзажа свое, особое место как создатель поэтического образа природы, как автор многих, небольших по разиерам, камерных по сюжету, но глубоко национальных и емких по своему мироощущению произведений.

Представителем харьковской живописной школы был пейзажист Михаил Андреевич Беркос (1861 – 1919 г.г.). Художественное образование он получил в Академии художеств, затем совершенствовал свое мастерство как пенсионер в Париже. В экспозиции несколько его произведений, среди них пейзаж-картина "Лен цветет" (1893 г.), в которой в полной мере проявляется главная особенность творчества художника – стремление создать обобщенный эпический образ природы. В построении пейзажа Беркос тяготеет к пространственной композиции, дающей широкую панораму цветущего поля. В нем все пронизано светом и воздухом, радостным ощущением бытия.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуем также:

Искусство периода феодальной раздробленности
русь письменность культура зодчество Во второй половине XI в. в древнерусском государстве растут силы, разрушающие его территориальное и политическое единство. Распад древнерусского государства явился результатом роста крупного землевлад ...

Письменность и язык
Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная харап ...

Два закона магического мышления
В основе самых разнообразных магических приемов лежат два закона магического мышления: 1. Закон подобия Подобное производит подобное. Любое действие можно вызвать путем простого подражания. В чем могло выражаться действие закона подобия ...