Сайт о культуре и искусстве

Деятельность регионального центра чтения

Другое » Методы продвижения чтения в детских библиотеках » Деятельность регионального центра чтения

Страница 1

Согласно статусу, одной из основных функций Национальной библиотеки Чувашской Республики (далее - НБ ЧР) является ее участие в процессе сохранения и развития культуры чувашского и других народов, компактно проживающих на территории республики, а также внедрение инновационных методов продвижения книги и чтения, формирование у населения устойчивого интереса к чтению. Особое значение приобретает деятельность центров чтения по объединению усилий всех заинтересованных в продвижении книги и чтения организаций и учреждений (культурных, научных и образовательных учреждений, национальных культурных объединений, СМИ).

Имея определенный опыт в продвижении книги НБ ЧР, активно включилась в реализацию общегосударственной программы «Чтение», взяла на себя функцию регионального Центра чтения, разработала проекты и выиграла гранты по продвижению чтения: «Литературная паутина», «Литературный караван: между Волгой и Уралом» и др.

Деятельность Центра направлена на продвижение книги в широкие общественные слои и развитие читательской культуры, на объединение членов местного сообщества для проведения книжно-читательских акций и кампаний. В ее основе лежат не единичные, пусть даже крупные мероприятия, а долгосрочные программы, способные не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к определенной теме или литературе.

Центр чтения НЬ ЧР функционирует в реконструированном здании с 21 июня 2008 г. Как самостоятельное структурное подразделение.

Цель Центра – активизировать интересы местного сообщества к книге, чтению, библиотеке, быть навигатором в бескрайнем океане книжной продукции. Деятельность Центра чтения достаточно разнообразна. Его основные направления:

– информационное – информирование населения о книжно-читательской и литературной жизни страны и региона, издательствах, авторах, литературных премиях, поступлениях книг в библиотечные фонды;

– рекомендательно-библиографическое – отбор и рекомендация книг различным

– слоям местного сообщества с использованием всех каналов и форм;

– проектное – реализация конкретных книжно-читательских программ и проектов;

– координационное – установление связей и партнерских взаимоотношений с различными административными, культурными, образовательными и коммерческими структурами;

– исследовательское – изучение читательской ситуации в регионе.

Для изучения читательской ситуации в 2009 г. сотрудниками Центра был проведен мониторинг «Что читаем и что почитываем?», который позволил проанализировать читательские потребности местного сообщества. Задачами мониторинга стали – выявление основных целей чтения и определение существующих предпочтений.

В опросе участвовали 100 респондентов, из них 42 % мужчин и 58 % женщин. Социальная активность женщин, как и следовало ожидать, оказалась выше.

Возраст опрашиваемых – от 16 до 50 лет и старше, в том числе до 20 - 14%, от 20 до 30 лет – 34%, от 31 до 40 лет – 18%, от 41 до 50 лет – 13%, старше 50 лет – 21%. Большая часть респондентов - 48% - имеет высшее образование. Среднее специальное - у 26% опрашиваемых, среднее и незаконченное среднее образование имеют 26% участников исследования.

Таким образом, образовательный статус респондентов довольно высокий.

Основная часть респондентов (79%) за литературой для чтения обращается в библиотеку, 43% анкетируемых книги обычно покупают, 23% берут необходимую им литературу у друзей. Домашней библиотекой пользуются 31% опрошенных. То, что большинство читателей берут книги в библиотеках, говорит о высоком престиже библиотечных учреждений, несмотря на сложности с комплектованием.

Среди читателей, берущих книги в библиотеке, 42% пользуются НБ ЧР, 26% - обращаются в библиотеки учебных заведений или по месту работы, 9% –районными или городскими библиотеками, а сельскими – 2% опрошенных.

Для определения читательских интересов и потребностей в анкету был включен вопрос «С какой целью вы чаще всего обращаетесь к книге?» Анализ ответов показал, что с целью развлечения и отдыха стоит на 1-м месте (53%), на втором (36%) и третьем (36%) месте – в рамках учебного процесса и чтобы узнать новые факты, в связи с производственной необходимостью обращаются 22% опрошенных.

Из 100 респондентов 81% предпочитают чтение художественной литературы, 34% - читают газеты и журналы, 24% - предпочитают литературу по специальности, 19% - издания научно-популярного характера, 16% - учебную литературу. Предпочтения других были разнообразны.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Значение творчества В.М. Васнецова в русском искусстве
Журнал «Искусство и художественная промышленность» так оценивал творчество художника: «Картины Виктора Михайловича Васнецова писаны чувством, поэтому так безотчётно и влияют оне на зрителя, подымают в нем тоже чувство, заставляя забывать ...

Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религи ...

История русского пейзажа
Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где н ...