Сайт о культуре и искусстве

Харьковский художественный музей

Другое » Харьковский художественный музей

Страница 7

Тесные творческие связи русского и украинского искусства продолжали развиваться и нашли свое наиболее полное выражение во второй половине ХIХ века, чему во многом способствовала деятельность Товарищества передвижных художественных выставок.

Творческая биография одного из интереснейших украинских мастеров этого периода Порфирия Денисовича Мартыновича (1856 – 1933 г.г.) была необычайно короткой, активная творческая деятельность его длилась около 8 лет.

Коллекция работ Мартыновича, хранящаяся в музее, раскрывает перед нами художника, остро видящего и чувствующего натуру, умеющего быть в своей наблюдательности искренним и дабрым или беспощадным и обличительным. Портреты С.Н. Крамской и соученика Мартыновича М.Ф. Егорова сделаны в период учебы в Академии художеств. Незаконченный портрет крестьянина Олексы Бондаря (1880 г.) выполнен на Украине. Мартынович был блестящим рисовальщиком, в чем убеждают его графические работы, выразительные по социальной и психологической характеристике портреты и виртуозно выполненные наброски. Он был первым создателем иллюстраций к "Энеиде" И.П. Котляревского.

В бытовом жанре передвижников 80-х и 90-х годов большое распространение получает камерная картина, изображающая повседневные сцены из жизни и быта "маленьких" людей. Известным мастером этого жанра, разрабатывавшим преимущественно городскую тематику был Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920 г.г.), который представлен в экспозиции рядом произведений: "Выбор приданого" (1897-98), "Узник" (1882).

Бытовые сюжеты и исторические темы передвижников представлены также в картинах художников А.И. Корзухина, А.Д. Кившенко, А.Д. Литовченко.

Новаторство передвижников проявилось не только в области бытового и портретного жанра: они стали творцами подлинно национального пейзажа своей родины.

В пейзаже "Село Орловской губернии" (1894) живописца Михаила Константиновича Клодта (1832 – 1902 г.г.) отчетливо выступает стремление к созданию реалистического образа природы. Наряду с сохранившимися приемами академической живописи в нем дается правдивое изображение русского села, в каждом уголке которого видны нищета и разорение.

Одним из основоположников русского национального пейзажа был Алексей Кондратьевич Саврасов (1830 – 1897 г.г.).

Саврасов внес в пейзажную живопись подлинную народность и поэтическую одухотворенность. Стремление дополнить изображение природы жанровым мотивом отличает его картину "Плоты" (1868 г.), представленную в музее. Это произведение относится к раннему периоду творчества художника. И хотя есть еще некоторая скованность композиционно-пространственного решения, традиционность коричневатого колорита, картина привлекает своей искренностью и непосредственностью.

Если Саврасов положил начало лирико-поэтическому направлению в пейзажной живописи, то Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898 г.г.) был создателем эпического русского пейзажа, воспевал его величие и красоту. Постоянный участник передвижных выставок Шишкин, как и Саврасов, был пейзажистом-новатором, воспитанным на материалистической эстетике революционеров-демократов. Художник подходил к изображению природы как исследователь, детально изучая и постигая натуру.

Пейзаж-картина "Темный лес" (1890г.), в котором создан величественный образ русской природы, относится к периоду творческой зрелости Шишкина. Сочетание широкого художественного обобщения с предельной конкретностью деталей придает пейзажу особую выразительность. Несколько необычен для Шишкина по мотиву и по своему лирическому настроению пейзаж "Парк в Павловске" (1889г.) В нем художник рисует чарующий, поэтический образ осени, когда в тихие ясные дни все дышит покоем и тишиной. Точность рисунка, естественность композиции и свежесть колорита отличает это полотно. Высокое реалистичное мастерство, неизменная благоговейная любовь к родной природе сделали Шишкина классиком национального пейзажа, одним из популярнейших русских художников.

В мощном потоке пейзажной живописи второй половины ХIХ века особое место принадлежит творчеству своеобразного талантливого живописца Архипа Ивановича Куинджи (1842 – 1910 г.г.). Непревзойденный мастер эффектного освещения, очень чуткий к игре света и тени, к колористическим контрастам, художник любил передавать в своих пейзажах-картинах необычное состояние природы. В небольшом пейзаже "Ранняя весна" (1890 гг.), представленном в экспозиции, тонко, богатой по оттенкам цветовой гаммой передает Куинджи неторопливое пробуждение природы от зимнего сна.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Рекомендуем также:

Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей ...

Оценка эпохи средневековья
Термин «средневековья» возник в Италии в XIV-XVI вв. в кругу историков и литераторов, передовых людей своего времени. Они преклонялись перед культурой Древней Греции и Древнего Рима, старались возродить ее. «Средними веками» они назвали в ...

Роль символа в культуре
В пределах каждой наличной культуры существует определенное соотношение символизма и языковости, а точнее – систем их культурного потребления. При этом не важно, о какой именно конкретной языковой материи идет речь, просто в пределах кажд ...