Сайт о культуре и искусстве

Культурология – основа гуманитарного познания

Другое » Культурология – основа гуманитарного познания

Страница 1

Теория и история культуры - ядро культурологии. Основу гуманитарного познания образует культурология. Она представляет собой целостную систему наук о сущности и строении культуры, ее генезисе, развитии и социальном функционировании, а также той роли, которую культура выполняет в формировании и творческой самореализации разносторонне развитой личности.

В этой системе культура рассматривается как великое множество этнонациональных, общенациональных, региональных и социально-профессиональных культур. Их эталонные образцы составляют мировую культуру.

Культурология выполняет познавательно-интегрирующую, ценностно-ориентирующую, культуроохранительную функции и соответственно реализует три основных взаимосвязанных предназначения.

1. Вырабатывает интегрированное знание, выясняющее:

а) формы рациональной межкультурной и межцивилизационной коммуникации;

б) оптимальные пути самосохранения, перспективные тенденции развития разнообразных общенациональных культур и цивилизаций;

в) магистральное направление прогрессивной эволюции мировой культуры и цивилизации, опосредующих своими достижениями многосторонний диалог и творческий обмен территориально локализованных культур и цивилизаций.

2. Изучает и обобщает глубинные процессы преемственности, изменения, обогащения духовных основ конкретных обществ, наследование и преобразование ментальных (религиозных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, социально-экономических, политических) ориентаций и мировоззренческих установок субъектов культур и цивилизаций как неких динамичных целостностей.

3. Выделяет в трансформирующихся культурах и цивилизациях - в целях их самосохранения - исторические преимущества, приоритеты и преемственные стили, намечает эпохально обусловленные меры обновления последних.

Следует различать культурологию теоретическую и прикладную.

В теоретическую входят философия культуры, теория и история культуры, культурная антропология, семиотика культуры, теория межкультурных коммуникаций.

Прикладную представляют социология культуры, экономика культуры, культурэкономика (субнаука о влиянии культурных факторов на развитие экономики), менеджмент культуры (изучает управление культурой в условиях рынка), культурная прогностика (выявляет благоприятные условия и возможности самосохранения и модернизации живучих культур, цивилизаций и негативные тенденции разложения и ассимиляции нежизнеспособных социально-культурных образований).

Каждая из теоретических и прикладных наук о культуре развивается относительно самостоятельно и имеет собственный предмет. Среди теоретических ведущую роль играют пред научная философия культуры и научно отточенная теория и история культуры. Последняя отбирает и интегрирует с помощью стержневого диалектического метода достижения первой и, отсеивая ошибочные взгляды и представления, вырабатывает фундаментальные знания, раскрывающие предназначение, типологию и формы развития культуры.

Социология культуры является ведущей наукой в прикладной культурологии и одновременно служит связующим звеном между ней и теоретической культурологией. Социология культуры посредством собственной теории и аналитических методов (анкетирования, опроса и др.) исследует разнообразные социальные общности и институты в качестве носителей и передатчиков созданных культурных ценностей, норм и образцов.

В свою очередь, эти группируемые ценности, нормы и образцы рассматриваются как средства формирования, идентификации и внутреннего сплочения взаимопересекающихся общностей: социальных и этнонациональных, профессиональных и любительских, региональных и демографических, официально признанных и неформальных. Наиболее активно социология культуры взаимодействует с теорией и историей культуры, подчас решая с ней некоторые общие проблемы своими средствами и методами, например проблему взаимоотношений господствующего типа культуры с субкультурами (молодежными, этническими), контркультурными движениями или проблему сложного взаимодействия разнохарактерных культур мегаполисов и агломераций, средних и малых городов, сельских поселений. Социологические исследования и простые жизненные наблюдения показывают, что белорусская культура наиболее интенсивно произрастает из провинциальной глубинки, где укоренены родной язык и вековечные традиции.

Теория и история культуры - базовая наука о культуре, ядро культурологии. Она служит теоретической и методологической основой для других наук о культуре, является их коммуникатором, направляет и опосредует своими фундаментальными понятиями, положениями, принципами ход исследований в этих науках, обмен достижениями между ними. Теория и история культуры также обеспечивает многоканальное плодотворное взаимодействие наук о культуре с социально-гуманитарными, гуманитарно-экономическими, гуманитарно-антропологическими, ментологическими науками, становясь таким образом стержневой опорой интегрируемого гуманитарного знания и образования. Она обобщает, связывает между собой наиболее важные результаты многосторонних исследований культуры, передовые технологии ее изучения. Тем самым теория и история культуры приобретает статус культурологии в узком смысле слова.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Европейская культура раннего средневековья
В период раннего средневековья западноевропейская культура и цивилизация познала фазы кризиса и подъема. Это было время сложного, вначале робкого и подражательного, а затем все более уверенного, самостоятельного поиска целостной системы ц ...

Градостроительство Парижа в XVII- XVIII вв
В период абсолютистской монархии (XVII в.) в Париже создавались великолепные архитектурные сооружения, осью которых стала Сена и почти параллельный ей главный правобережный диаметр Парижа: Лувр - Тюильри - площадь Конкорд (Согласия) - Ели ...

Упанишады
Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., – это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индоарийцев. Они прони ...