Сайт о культуре и искусстве

Культурология – основа гуманитарного познания

Другое » Культурология – основа гуманитарного познания

Страница 4

Глубокое уяснение особого исторического значения автономного - но, к сожалению, еще недостаточно идентифицированного - регионального статуса среднеевропейской культуры и цивилизации (которые призваны быть проводником информационных и экономических потоков, распространяющихся навстречу друг другу с европейского Запада и евразийского Востока) помогает определить магистральный путь самостоятельного развития и коммуникативное предназначение отечественной культуры и цивилизации. На этом уникальном историческом пути пограничная культура Беларуси выполняет важную роль во взаимном согласовании и преобразовании встречных социо- и лингвокультурных процессов.

Лингвокультуриое пограничье Беларуси. Организующим началом национальной белорусской культуры явился коренной язык, который претерпел сложные исторические превращения. Последние во многом определялись его пограничным геолингвистическим статусом. Он выполнял роль языка-коммуникатора, языка-трансформы во взаимоотношениях между собой восточных и западных славян. В процессе длительного становления и развития белорусский язык выступал также в качестве посредника во взаимодействии русской и украинской лингвокультурных общностей.

культурология гуманитарное познание ценность

Славянские языки, согласно концепции Н.С. Трубецкого ("Мысли об индоевропейской проблеме"), имеют "цепевидное членение", в соответствии с которым каждый язык вместе с диалектами выполняет роль связующего звена между двумя языками. По наблюдениям ученого, в славянском мире исторически сложились по преимуществу переходные языки. Так, словенский язык связывает через цепь диалектов языковые общности южных и западных славян, болгарский - лингвокультурные объединенияюжных и восточных славян. Есть основания полагать, что белорусский язык и его северо-восточные, северо-западные, полесские диалекты осуществляют посредническую коммуникативную связь между языковыми семействами восточных и западных славян, транспонируя через себя развертывающиеся навстречу друг другу лингвокультурные процессы.

Кроме того, белорусский язык уже на этапах формирования служил "передаточным устройством" между русским и украинским языками, поддерживая связь между дифференцирующимися родственными культурами. Эту важную функцию протобелорусский язык выполнял начиная с XII в. в пространстве первой этнолингвокультурной дифференциации древнерусской общности (1164-1282), на что указывал Н.С. Трубецкой со ссылкой на А.А. Шахматова в статье "О звуковых изменениях русского языка и распаде общерусского единства":". часть "восточнорусского" населения смешалась с частью "южных русских", другая часть "восточных русских" объединилась позже с "северными русскими". Из смешения восточных и южных русских возникла белорусская народность. Объединение другой части восточных русских с северными русскими привело к образованию великорусской народности. Часть южных русских, оставшаяся после образования белорусской народности, сформировалась в украинскую народность. Так, белорусский (этнолингвокультурный феномен. - И. Ш.) - это нечто среднее, то есть связующее звено между великорусским и украинским". Белорусы - великорусы - украинцы - именно в такой последовательности, по предположению русских ученых-языковедов, происходило формирование субъектов восточнославянской общности. Белорусский историк Вацлав Пануцевич в книге "3 гiсторыi Беларусi" высказал более рискованную этнологичную гипотезу, согласно которой едва ли не все славянские общности произошли от племени кривичей. "Велесова книга" (памятник древнерусской литературы, по поводу подлинности которого историками до сих пор ведутся споры) расширяет категорию первославян, относя к ней ляхов и чехов.

Язык, культура, "медиаторные" (уравновешивающие противоположности) характер и менталитет белорусской нации продолжают связывать между собой лингвокультурные общности (диаспорные и метропольные) русских и украинцев, испытывая ощутимые обратные влияния. Трудно оспорить вырисовывающуюся в ходе изучения многовекового менталигенеза восточных славян мысль о том, что русские в большей мере являли образцы высоких духовных устремлений, самоотверженного служения нравственным идеалам, были примером для украинцев и белорусов в установлении многомерных творческих связей с другими народами. Эти "русские" качества рельефно преломили в своих душах и творениях белорус Симеон Полоцкий и украинец Николай Гоголь. Белорусы и отчасти украинцы в свою очередь прививали русским навыки практического приземления высоких устремлений, освоения относительных социальных истин. Первые устойчиво стремятся следовать мере, "золотой середине", сверяя шаги по пути прогресса с точкой зрения повседневной пользы для всех.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Музыка и театр
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища ...

Живописцы Барбизонской школы
Развитие французского искусства середины XIX века связано преимущественно с жанром и пейзажем, прежде всего с именами Коро и живописцев барбизонской школы. Это направление обязано своим названием деревне Барбизон, расположенной неподалеку ...

Испанская живопись XVIII века
Созданное в XVII веке для всего мира испанскими живописцами, Эль Греко, Рибера, Сурбараном, Веласкесом и Мурильо, записано золотыми буквами в книге истории искусства. Но уже в последней четверти этого века начался упадок, продолжавшийся в ...