Сайт о культуре и искусстве

Культурология – основа гуманитарного познания

Другое » Культурология – основа гуманитарного познания

Страница 2

Теория и история культуры изучает:

сущность культуры и цивилизации, их строение, типы и виды, взаимодействие (и рациональную коммуникацию), создание, распространение, восприятие, освоение, социодинамику культурных ценностей и образцов;

основные этапы, закономерности и тенденции исторического развития культур и цивилизаций, и прежде всего мировой культуры, а также (в белорусском обществе) коренной национальной и общенациональной культур Беларуси, взаимодействие последних с соответствующими культурами России и Украины, со славянскими и неславянскими культурами Средней Европы, с общенациональными культурами Западной Европы и других регионов мира.

В теории и истории культуры подчеркивается посредническая роль отечественной культуры в диалоге культур Запада и Востока на среднеевропейском пространстве.

Особого внимания заслуживают эталонные образцы культуры Беларуси, которые, став классическими ценностями, пополнили общенациональное и мировое культурное наследие благодаря освещению фундаментальных социально-антропологических проблем: скориновская редакция Библии, "Вертоград многоцветный" Симеона Полоцкого (и другие произведения основоположника славянского литературного барокко), "Пан Тадеуш" Адама Мицкевича. Например, А. Мицкевич, олицетворявший в своем творчестве взаимопроникновение, конвергенцию белорусской и польской культур, художественно изобразил коллизию драматического самоопределения личности в геополитическом и этнокультурном пограничье.

Историческое качество и характер развития отечественной культуры. Отечественная культура, находясь в центре славянского мира, является одним из коммуникативных посредников и трансформаторов культур Евразии, Средней и Западной Европы. Дух, гений белорусского этноса, всего полиэтничного народа Беларуси способен обогащать, трансмутировать и синтезировать приходящие с Востока и Запада, с Юга и Севера идеи и образцы. Цивилизация Беларуси напоминает обогатительный комбинат и транзитный узел. Механизмы "транзита" информационных и рыночных потоков в более широком диапазоне присущи всей среднеевропейской культуре и цивилизации, выкристаллизовавшим свои ментальные основы и стили.

Например, отличительной особенностью архитектурных памятников стран Средней Европы является многообразное комбинирование и национальное обогащение заимствованных из регионов Западной Европы различных стилей, один из которых может преобладать над другими. Историческая архитектурно-художественная среда Беларуси в этом плане особенно показательна. Так, Софийский собор в Полоцке, имевший в XI в. вид византийско-старорусского (точнее, древнебелорусского) многокупольного храма, в XVIII в. был перестроен в стиле униатской барочной базилики. В церкви в Сынковичах (Зельвенский район, Гродненская область, XVI в.) соединились черты древнебелорусского, позднеготического и ренессансного стилей. Обозревая историю архитектуры Беларуси, нельзя не заметить, что в ней преобладают смешанные (гибридные) стили, связующие разные культурные эпохи.

Еще один пример. Известно, что Речь Посполитая, по-своему продолжив традиции Великого Княжества Литовского (BKJI), активно осваивала и преобразовывала стилевые формы и идейное наследие западноевропейской культуры. Как отмечает белорусский искусствовед А.Н. Кулагин, в XVIII в. произошел заметный поворот в данном освоении. В силу децентрализации (де-факто) клонившейся к упадку державы - распада ее на "самостийные" магнатские вотчины - утвердилось господство гедонистического театрализованного образа жизни богатой аристократии, которая культивировала праздные развлечения и изысканные удовольствия. Ей оказался близок стиль рококо, заимствованный главным образом из Франции и Германии. Однако белорусско-польское рококо проявилось в храмовой и усадебно-дворцовой архитектуре периода, предшествовавшего разделам Польши, не в чистых формах, а как своеобразное добавление к модифицированным формам барокко и неоклассицизма. В частности, в архитектурном облике пышных усадеб-дворцов, богато украшенных орнаментальной пластикой рококо, модернизированная ордерная система классицизма использовалась для обрамления великолепных фасадов и сводилась к чистой декоративности.

Исторический прообраз постмодернизма рельефно проявился в отечественной культуре уже во времена расцвета политически самостоятельного Великого Княжества Литовского.Ф. Скорина в авторском переложении текстов Священного Писания утверждал гуманистические социальные истины и разделенные духовные ценности, отвечавшие приземленной христианской религии, популяризированной светской науке, античной философии и фольклорной мудрости. Он препарировал в первую очередь тот опыт Возрождения, который был накоплен в славянских странах Средней Европы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Романский стиль
Французские археологи 19в. увидели в храмовых постройках Европы «классического средневековья» (10, 11, 12 вв.) восстановление привычной для архитектуры древнего Рима арки. Арка повлекла за собой значительное изменение перекрытий и других ...

Врубель Михаил Александрович
Именно на фоне органичности нестеровских образов особенно наглядной представляется надуманность врубелевского вопроса. Имеется в виду кочующее из исследования в исследование утверждение, что эскизы Врубеля обязательно должны были быть при ...

Классическое Возрождение
В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: ü Проторенессанс, или предвозрождение (вторая половина XIII—XIV века); ü Раннее Возрождение (XV век); ü Высокое Возрождение (конец XV — первые десятил ...