Сайт о культуре и искусстве

Разбор сцены в доме сталкера

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Разбор сцены в доме сталкера

Первая сцена фильма - в доме Сталкера снята практически без монтажных склеек - внутрикадровый монтаж. Движение камеры, панорамы, длинные планы. Всё это создаёт атмосферу напряжения при визуальном спокойствии. На первый взгляд изображены спящие герои, но приёмы, использованные при съёмке и монтаже, задают какой - то особый ритм. Сцена пронизана тайной, даже каким-то трагизмом.

1 кадр:

движение камеры на полуоткрытую дверь. Создаётся ощущение подглядывания. Тут использован приём субъективной камеры. Пространство расширяется, и зритель как бы входит в пустынную комнату. Облезлые стены, окна без штор, большая кровать посередине комнаты. Длинный кадр, сопровождаемый звуками гудка паровоза. Зритель видит спящих людей, сначала возникает ощущение, что люди мертвы.

2 кадр:

крупный план - тарелка с медикаментами и стаканом. Звук паровоза приближается, слышен стук колёс. Столик, на котором стоит тарелка, начинает вибрировать и видно колебание воды в стакане. Стакан начинает двигаться. Тем самым, напряжение растёт, ритм усиливается. С тарелки начинается панорама. Лицо женщины (жены Сталкера), девочки (дочери Сталкера) - они спят. Лицо главного героя - его глаза открыты. Тут становиться слышен марш, по всей видимости, доносящийся из радиоприёмника. Сделав остановку на крупном плане лица Сталкера, камера продолжает двигаться обратном порядке. Спящая дочь героя, жена - уже с открытыми глазами. Тут создаётся ощущение, что не всё просто в жизни героев. Существует, какая - то трагическая данность в их судьбе. Далее камера вновь переходит на тарелку с медикаментами. Стакан уже неподвижен и вода в нём едва колышется. Слышен звук удаляющегося поезда.

3 кадр:

общий план - комната, которую зритель уже видел. Сталкер медленно поднимается, берёт что-то со спинки кровати, одевается, постоянно оглядываясь на дочь и жену. Зритель понимает, что он не просто боится их разбудить. В его пластике есть что-то скрытное. Осторожное. Движения напряжённы. Камера, следуя за героем, сдвигается немного вправо, Сталкер аккуратно выходит из кадра. Вновь длинный общий план кровати с неподвижно лежащими женщиной и девочкой. В анфас из-за кадра вновь появляется Сталкер, разворачиваясь к камере затылком аккуратно закрывает дверь в комнату. В этом жесте есть что-то нежное. Как будто он боится разрушить что-то стоящее для него. Почти закрыв дверь, герой выходит из кадра. В щели двери видна жена. Она достаточно резко поднимается с кровати. Смотрит в спину уходящего мужа. И вновь ощущается напряжение, заданное в начале сцены. И вновь зритель понимает, что дальнейшее развитие событий приведёт к трагедии.

Казалось бы всего три кадра на протяжении почти пяти минут. Известно, что зрительское внимание рассеивается через три минуты, если в кадре ничего не происходит. Но это не про исследуемую нами сцену. Тут существует внутреннее движение, ритм, динамика, напряжение. И зрителю не просто интересно наблюдать за происходящим, он постоянно находиться в напряжении и желании узнать, что же будет дальше. Этим и отличаются фильмы А. Тарковского. В них создан особый "поток времени", его собственный. Наполненный трагизмом, философией и жизненной правдивостью.

Рекомендуем также: