Сайт о культуре и искусстве

Распорядок дня

Другое » Быт древних римлян » Распорядок дня

Страница 1

Жизнь римского населения была очень пестрой: бедняк, зачисленный в списки получающих хлеб от государства, преторианец или пожарник, ремесленник, клиент или сенатор жили очень по-разному. Однако, распорядок дня был почти одинаковым для всего городского населения: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения.

Древний Рим была на ногах с рассветом. Светильники давали больше копоти и чада, чем света, поэтому особенно дорожили дневным светом. Валяться в постели, когда "солнце стоит высоко", почиталось непристойным (Сенека). Утренний туалет и богатого, и бедного ремесленника был одинаково прост: обуть ноги в сандалии, вымыть лицо и руки, прополоскать рот и накинуть плащ, если холодно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовали стрижка и бритье.

Затем полагался первый завтрак, состоящий обычно из куска хлеба, смоченного в вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, из оливок и сыра. По старинному обычаю, все домочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. Затем по распорядку шли хозяйственные дела, проверка счетов и отчетов и отдача распоряжений по текущим делам. Потом начинался прием клиентов, при большом их количестве занимавший часа два. Клиентела развилась из древнего обычая ставить себя, человека мелкого и бессильного, под покровительство влиятельного лица. К I в.н.э., потребовал "хороший тон" общества: знатному человеку неудобно было показываться на улице или в общественном месте без окружающей его толпы клиентов.

За все услуги клиента патрон расплачивался скупо, хотя при этом всем сообщалось, как он в отношении клиента проявляет много заботы и внимания. Клиенты чаще всего никак не могли выбраться из горькой нужды. Клиентская служба давала, пусть скудные, но все же какие-то средства к жизни. В Риме для человека, не владевшего никаким ремеслом и не желавшего ему выучиться, единственным, пожалуй, способом просуществовать было положение клиента.

Еще в I в.до н.э патрон обедал вместе со своими клиентами; позднее он приглашал к столу только избранных трех-четырех человек¸ а прочим выплачивал весьма скромную сумму в 25 ассов. И эту жалкую сумму клиент получал не всегда, если патрон заболел или притворился больным, клиент уходил ни с чем.

Обед у патрона, о котором мечтал каждый клиент, часто превращался для него в источник унижения. Как правило, устраивали два очень разных обеда: один для себя и своих друзей, другой для клиентов. Патрон, по словам Марциала, ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, зажаренную горлицу; клиенту подают съедобные ракушки, свиные грибы, маленького леща и сороку, издохшую в клетке.

Полдень был чертой, разграничивающей день на две части: время до него считалось "лучшей частью дня", которую посвящали занятиям, оставляя, если это возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагается второй завтрак. Он тоже скромен: у Сенеки он состоял из хлеба и сушеного инжира, император Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу служила свекла; сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. Далее наступало время полуденного отдыха.

После полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. Бани открывались в Риме в половине третьего летом и половине второго зимой.

Бани были местом встреч и сборищ, веселых игр и спортивных радостей. Богачи превращали свои бани в настоящие дворцы. А императоры не только стремились к художественной отделке свих терм, облицовывая стены мрамором, покрывая мозаикой полы и ставя великолепные колонны: они собирали там произведения искусства. Сюда приходили не только смыть грязь. Здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся в грязных душных помещениях с видом на грязную стену противоположного дома. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и богатейший музей, и библиотеку.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Художественные стили эпохи Нового времени
Искусство отразило многие проблемы и ценности бурной эпохи. Переплетение феодальных и капиталистических отношений, многообразие форм политического правления, борьба Реформации и Контрреформации, интенсивное развитие наук, открытие новых з ...

Методология культурологических исследований
Различные подходы и методологии в истории культурологии нашли достаточно полное отражение в современной научной литературе, что позволяет нам не останавливаться специально на этих вопросах. Однако следует различать понятия «подход» и «ме ...

Искусство как эстетическая деятельность в контексте культуры
От Платона до Толстого искусство обвиняли в возбуждении эмоций и в нарушении тем самым порядка и гармонии нравственной жизни. Поэтическое воображение, согласно Платону, питает наш опыт печали и наслаждения, любовные утехи и гнев, орошая т ...