Дворец Меншикова
Адрес: Университетская наб., 15
Часы работы: 10:30-16:30
Выходной день: понедельник
Дворец Меншикова принадлежит к числу первых каменных жилых построек Санкт-Петербурга, возведение которых началось после блестящей победы, одержанной русскими войсками 27 июня 1709 года под Полтавой. Она создала перелом в ходе Северной войны со шведами, благодаря которому, по оценке Петра I, был "уже совершенной камень во основание Санкт-Петербурга положен".
Строительство Меншиковского дворца началось в 1710 году по проекту архитектора Д.-М. Фонтана. Однако вскоре он покинул Петербург, и через три года работы по сооружению этого здания были поручены немецкому архитектору Г. Шеделю. Дворец сооружался в несколько этапов. Как установил известный реставратор памятников петровского времени А. Э. Гессен, сначала это была полутораэтажная компактная постройка, к которой вскоре пристроили два симметричных флигеля, что привело к образованию перед зданием небольшого дворика. Вдоль стен дворца и новых флигелей возвели одноэтажную открытую галерею, которая объединяла дворцовые корпуса и окружала дворик с трех сторон. Двор украшали многочисленные скульптуры, изящные фонтаны, темные гроты и оранжереи с диковинными растениями. Со стороны Невы перед дворцом была устроена пристань, для того чтобы малые суда могли причаливать прямо перед парадным подъездом.
Дворец Меншикова, созданный для сподвижника Петра А.Д. Александра Меншикова, - во многом примечательная постройка. В ней нашли отражение как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Некоторые элементы Меншиковского дворца напоминают о палаццо итальянского Возрождения, а оформление сводов явно заимствовано из арсенала древнерусского зодчества. Из интерьеров, кроме вестибюля с парадной лестницей, хорошо сохранились комнаты, в отделке которых были использованы дельфтские изразцы на голландский манер, покрывающие не только стены, но и потолки. В отделке внутренних помещений Меншиковского дворца использовалось золото, серебро, мрамор, дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, античная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики. Большой интерес представляет Ореховый кабинет с деревянными панелями. Под его живописным плафоном, написанным, по всей видимости, в 1717-1719 годах Ф. Пильманом, реставраторы обнаружили фреску первой четверти 18 века с изображением Петра I в образе воина-победителя.
Облик дворца изменился в ходе приспособления его для Сухопутного шляхетского корпуса, в распоряжение которого здание было передано вскоре после ссылки светлейшего князя Меншикова и его семьи. Отделка большинства помещений также подверглась изменениям.
После реставрации, начавшейся в 1970-х годах, в Меншиковском дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре первой четверти 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.
Рекомендуем также:
Мистический опыт
Книга Джеймса до сих пор остается непревзойденной по проникновению в тайны мистического опыта. Попытка выявить признаки мистики, к сожалению, не получила в последующей традиции столь глубокого подхода. Слово «мистика» (от греч. - «таинств ...
Усадебные комплексы
Старинные усадьбы - это и природный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк - это составная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет и символическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растени ...
Общекультурологическое значение детства
Существует несколько общекультурологических концепций детства. Объектами нашего анализа будут психокультурная теория детства Л. Демоза и типология культур в связи с особенностями детства М.Мид.
Создателем "психогенной" теории и ...