Сайт о культуре и искусстве

Функции витража в архитектурном ансамбле

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле » Функции витража в архитектурном ансамбле

Страница 1

Жизнь классического витража возможна лишь в архитектурном пространстве. Являясь порождением живописи и архитектуры, витраж жёстко подчиняется их законам. Для каждой эпохи типичны свои приёмы художественного освоения конструкции. Зодчество готического периода в высшей степени тектонично. Выразительность основана, прежде всего, на конструктивной структуре. Вместе с тем принцип работы конструкции в готическом соборе не выражен непосредственно: его можно постичь, лишь соединяя результаты наблюдений с отвлечёнными представлениями. Входящий в средневековый храм видит пучки очень тонких и длинных колонок, которые на хрупких капителях поддерживают ещё более тонкие рёбра сводов. Однако то, что здесь видит зритель, есть только мнимая конструкция.

Стрельчатые своды позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов. Происходит распределение возникающего в своде давления по четырём точкам его опор и нейтрализация бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружу аркбутанов, надёжно опирающихся на контрфорсы вне стен храма. И человек, который находится внутри церкви, о них не подозревает. Это говорит о том, что система готических сводов разлагается как бы на две конструкции – на реальную, которая была выложена из камня и служила закреплением статики здания, и на мнимую, показанную лишь направлением и сочетанием линий. Витражи придают динамики формам, а так же лёгкость и непрерывное устремление ввысь – и в таком необузданном подъёме всех линий к небесам и воплотилась идея готического храма - мистическое слияние человека с Богом.

Как было отмечено выше, витраж сообщается и с внутренним, и с внешним пространством. Цветные стёкла готического собора видны лишь изнутри на просвет при освещении извне. Окна кажутся тёмными, если рассматривать их снаружи здания. Изображения почти неразличимы и изнутри в тёмное время суток, когда интерьер освещен огнями свечей и лампад. Лишь льющиеся сквозь стёкла солнечные лучи пробуждают к жизни картины на окнах, наполняя их мерцанием и свечением.

Необходимым условием организации архитектурного пространства является композиционное взаимодействие пространства и формирующих его элементов, в основе которого лежат различные закономерности формообразования. В жизни и художественной практике часто употребляются слова «масштаб» и «масштабность». Камерный масштаб отличается изяществом, тонкостью. Крупный масштаб подчёркивает значительность, монолитность, нерасчленённость форм, что было характерно, например, для витражей XI- середины XIII веков.

Готический стиль трактует детали тонко и мелко, жертвуя ими для монументальности общего впечатления. Благодаря колористической насыщенности, разнообразию зрительных впечатлений и, в то же время, известной слитности и однородности изображений, покрывающих всю плоскость окон, витраж увеличивает пространственный эффект интерьера. В готическом витраже большое значение имеет масштаб основной изобразительной темы - чаще всего фигур, который, как правило, соотносится с масштабом архитектуры. Абсолютные размеры изображений зависят от места расположения и удаления от зрителя. Исходными данными здесь оказывается не обычный рост человека, а условная мера, которая задаётся размерами архитектурных членений.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Распространение первых печатных книг
Из упоминаний в документах XV-ХVI вв. видно, что уже в это время книжные собрания имели и представители духовенства и светские люди. Так, в 1528 г. в совете г. Львова шла тяжба о книгах, привезенных из Молдавии Могильницким для горожанина ...

Гражданское и административное устройство
Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы – это знать, облеченная политич ...

Фонтан «Сноп»
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев ( ...