Сайт о культуре и искусстве

Место и роль человека в религии и искусстве

Другое » Основы культурологии » Место и роль человека в религии и искусстве

Страница 1

В древнем Египте человеку как конкретной личности отводилась подчиненная роль. Это связано с коллективизмом, без которого было бы немыслимо выживание цивилизации в столь суровой стране.

Роль фараона была очень велика, поскольку он считался сыном солнца. Роль архитекторов была очень велика, поскольку именно они возводили пирамиды, а также различные каменные изваяния и культовые сооружения. Поэтому, читая материалы по истории Египта, обычно чаще всего можно встретить имена фараонов и архитекторов.

Роль человека в религии была двойственной. С одной стороны, человек считался мелкой сошкой, выполняющей прихоти богов, но с другой – часть богов для просвещения людей принимала человеческий облик (Осирис). Кроме того, египтяне очень заботились о загробной жизни своей души, порой больше, чем о мирской жизни своего тела. Вся жизнь для большинства жителей Египта виделась непрерывной подготовкой к существованию после смерти. Соблюдение необходимых религиозных правил, а также изучение того, как себя вести после смерти, было условием достойной жизни по окончании земного существования. Таким образом, роль человека в религии Египта состояла в ведении правильной жизни, строгом подчинении государственной власти, участии в строительстве культовых сооружений и отправлении религиозных культов, и подготовке к загробному существованию с надеждой на возрождение в земном теле через 3000 лет.

Искусство в Египте имело религиозный характер. Человек безусловно являлся объектом изображения, но такое изображение носило скорее подчиненный характер: человек выступал необходимым элементом окружающего ландшафта. Если каким-то изображениям и придавалось повышенное значение, то это были лишь фараон и боги, которых в Египте было великое множество. В целом рисунки людей были не персонифицированы, в них практически нельзя было распознать личность. Исключением были лишь рисунки времени фараона Эхнатона; пожалуй, в его время внимание к личности в египетском обществе достигло своего апогея.

1. Передняя-Азия – колыбель мировой культуры. Характерные черты политической, правовой и художественной культуры народов Месопотамии

Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н.э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне – территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии.

Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н.э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н.э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н.э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н.э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н.э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800–700 годы до н.э. В 605 году до н.э. она уничтожена Мидией и Вавилонией.

Переднюю Азию называют колыбелью мировой культуры. Это связано с тем, что:

1. Именно там возникло одно из двух древнейших государственно-территориальных образований;

2. Большинство ученых полагают, что именно шумерская письменность была самой ранней в истории человечества – она относится к IV тыс. до н.э.

3. Именно там появились первые города-государства, зародилась наука и литература.

4. В Месопотамии были сделаны многие изобретения, очень важные для дальнейшего развития человечества, в т. ч первый календарь, первые медицинские книги, составлены первые географические карты, а также созданы первые струнные музыкальные инструменты – арфа и лира;

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Сходства и различия в архитектуре пирамид Древнего Египта и Мезоамерики
Назначение пирамид в Мезоамерике отличалось от назначения пирамид в Древнем Египте. В Америке пирамиды являлись главным центром в общественной жизни города и его жителей. Пирамида в Мезоамерике была культовым зданием, местом поклонения бо ...

От язычества к православию на Руси
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеск ...

Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...