Сайт о культуре и искусстве

Место и роль человека в религии и искусстве

Другое » Основы культурологии » Место и роль человека в религии и искусстве

Страница 2

5. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство – Древний Египет, в Двуречье стремительно (по историческим меркам) сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилони, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали друг с другом разные народы, быстро воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города. Более динамичными, чем в Египте, были история и культура Двуречья;

6. В Месопотамии впервые появились такие важные элементы архитектуры как купола, арки, сводчатые потолки. Ряд искусствоведов придерживается точки зрения, что именно вавилонские архитекторы явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основау строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы.

Характерные черты художественной культуры Древней Месопотамии:

1. Здесь появляются первые литературные памятники (первая в истории человечества поэма «Золотой век», цикл сказаний о Гильгамеше, предания о всемирном потопе, «Поема об Атрахасисе» – рассказывает о временах, когда еще не было людей и боги сами «бремя несли»), древние Шумеры составили первый в мире библиотечный каталог.

2. Очень важную роль в архитектуре играли храмовые сооружения. Храмы строились так, чтобы продемонстрировать могущество своего божества. Классической формой месопотамских храмов была высокая ступенчатая башня – зиккурат, опоясанная выступающими террасами и создающая впечатление нескольких башен, которые уменьшались в объеме уступ за уступом. Самый известный в истории человечества зиккурат – знаменитая Вавилонская башня, храм бога Мардука в Вавилоне.

3. Собственно жилище бога находилось в верхней башне зиккурата, нередко увенчанной золотым куполом; считалось, что там бог гостил по ночам.

4. Основным строительным материалом был кирпич, высушенный на солнце. Естественно, он был очень недолговечным. Поэтому большинство вавилонских построек не сохранилось.

5. Среди всех культур, населявших Месопотамию, были распространены изображения зверей, чаще всего льва и быка. В ассирийский период быки стали крылатыми, каждый из них имел по пять копыт.

6. Для художественных изображений эпохи Ассирии была характерна очень большая жестокость; распространены сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя.

7. Висячие сады Семирамид – озелененные террасы вавилонской башни – известны как одно из семи чудес света.

Характерные черты политической культуры Месопотамии:

1. Правитель мог как избираться, так и получать свою власть по наследству, однако второе было распространено больше

2. Очень большое значение придавалось атрибутике, т.е. тем предметам, которые окружали правителя, а также его личностным качествам. Правитель должен был обладать тронным именем, титулом, местом правления (трон), носить строго определенную одежду, украшения и атрибуты царской власти (скипетр), причем эти предметы у некоторых культур сами считались богами, иметь отменное здоровье, физическую силу, уметь читать, желательно знать иностранные языки, владеть арифметикой (сложение и вычитание, ведение учетных табличек), танцевать и играть на музыкальных инструментах.

3. Правители Месопотамии считали свое происхождение божественным; всем вышеперечисленным знаниям и умениям и должны были учить сами боги

4. Можно говорить о том, что здесь зародилась абсолютистская система государственного управления.

5. Существовала очень четко прописанная процедура передачи власти.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

«Русские сезоны» С.Дягилева – как один из этапов в реформе русского балетного театра
С 1909 талантливый предприниматель С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» (А ...

Павильон Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в Ро ...

Культ мертвых
Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой ...