Монтаж, создающий ритм
" Мысль художника, его идея, его видение мира, выраженное в отборе и сопоставлении кусков экранного действия в наиболее выразительном и наиболее осмысленном виде". Такое определение монтажа дал кинорежиссер М.И. Ромм. В переводе с французского языка слово "montage" означает "сборку и установку машин, сооружений и целых предприятий по определенным проектам, планам и чертежам". В экранном искусстве, как и в любом другом виде творчества, мы имеем дело не со сборкой машин или предприятий, а с воссозданием окружающего нас мира в художественных образах или с передачей документальных событий в форме изобразительно-звуковых композиций. От того, насколько глубоки познания автора в предлагаемом им материале, насколько широк диапазон базовых знаний, насколько устойчивы нравственные идеалы, зависит тот "субъективный образ объективного мира", который будет предложен на суд телезрителей.
"Монтажное мышление лежит в природе творчества. Монтаж есть система рассказа, система повествования - средство осмысления события"
Если обратиться к произведениям поэтов, писателей, композиторов, то можно убедиться, что подобный монтажный принцип лежит в основе любого вида творчества. Возьмем, к примеру, стихотворение Анн Ахматовой, написанное ею в 1911 году
Я пришла сюда, бездельница,
Всё равно мне, где скучать!
На пригорке дремлет мельница.
Годы можно так молчать.
Над засохшей повиликою
Мягко плавает пчела;
У пруда русалку кликаю,
А русалка умерла.
Затянулся ржавой тиною
Пруд широкий, обмелел,
Над трепещущей осиною
Лёгкий месяц заблестел.
Замечаю всё, как новое.
Влажно пахнут тополя.
Я молчу. Молчу готовая
Снова стать тобой, земля.
Почти видимая смена планов различной крупности и ракурсов в четком ритме - точный монтажный рисунок, своеобразная монтажная композиция. Писатель или поэт для создания образа использует слово на бумаге, композитор - ноты, танцор - пластику тела, художник экрана - движущиеся изобразительно-звуковые композиции, которые создаются постепенно: от движения авторской мысли к движению внутри кадра и от него к движению, возникающему через смену планов в определенной логической, эмоциональной, ритмической и мелодической последовательности. Монтаж - это искусство придавать фильму заданный темп и ритм. Поскольку монтаж - заключительный процесс в создании фильма, он завершает всю работу, и от него во многом зависит успех картины. Сделанный мастерски, вдохновенно, с выдумкой, он способен значительно усилить эмоциональное воздействие фильма на зрителя.
Разные периоды в истории киноискусства отличались друг от друга не только техническим уровнем монтажа, но и разным пониманием его значения и функций. Монтажная стилистика фильмов существенно видоизменялась с освоением кинематографа, изобретений и новых выразительных средств, какими являются звук, цвет, уникальная подвижность съемочной камеры. Монтажу посвящено множество специальных трудов практиков и теоретиков кино. Почти в любой книге по режиссуре можно найти раздел или главу, рассказывающую о монтаже. Монтаж, как самостоятельную дисциплину, преподают в лучших киношколах мира.
Рекомендуем также:
Задачи режиссёра, воплощённые в фильме
Главной задачей своего творчества А. Тарковский считал, создание своего, индивидуального потока времени, передачи в кадре ощущения его движения, его бега. В фильме "Сталкер" это индивидуальное движение и бег времени, безусловно, ...
Социальное
партнерство библиотек
Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов ...
Берлинский кинофестиваль
Берлинский кинофестиваль (иногда ещё говорят Берлина́ле) ориентируется в основном на фильмы "авторского кино".
Премия "Золотой глобус"
Американская премия "Золотой глобус" стремится предлагать независи ...