Сайт о культуре и искусстве

Монтаж, создающий ритм

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Монтаж, создающий ритм

Страница 2

Большую часть своей жизни С. Эйзенштейн посвятил изучению монтажа. Именно монтажу были посвящены многие теоретические статьи режиссёра. Он дает классификацию видов монтажа "по линии семантического ряда" и "по линии кинетического ряда": Семантический ряд: а) монтаж, параллельный развивающемуся ходу событий (примитивно информационный монтаж); б) монтаж, параллельный ходу нескольких действий (параллельный монтаж); в) монтаж, параллельный ощущению и значению (образный монтаж); г) монтаж, параллельный представлениям (монтаж, конструирующий понятие). Кинетический ряд: а) метрический; б) ритмический; в) тональный (мелодический); г) обертонный; д) интеллектуальный. Затем Эйзенштейн в статье "Монтаж 1938" формулирует основную задачу монтажа - "…задачу неотрывную от познавательной роли, которую ставит себе всякое произведение искусства, - задачу связно последовательного изложения темы, сюжета, действия, поступков, движения внутри киноэпизода и внутри кинодрамы в целом. Не говоря уже о взволнованном рассказе, даже логически последовательный, просто связный рассказ во многих случаях утерян в работах даже весьма незаурядных мастеров кино и по самым разнообразным киножанрам. Это требует, конечно, не столько критики этих мастеров, сколько прежде всего борьбы за утраченную многими культуру монтажа. Тем более что перед нашими фильмами стоит задача не только логически связного, но именно максимально взволнованного эмоционального рассказа". Многие из тех, кто брался за перо десятки лет назад, чаще всего отводили монтажу место в ряду выразительных средств экрана. Таких, пожалуй, было большинство. Это - один из распространенных взглядов, что вполне соответствует действительности. Монтаж - одно из выразительных средств экрана. Часть осознания истины, что монтаж является важнейшим специфическим выразительным средством киноискусства, принадлежит Л. В Кулешову - профессору, кинорежиссёру, постановщику многих советских фильмов. В 1917 году, он написал: "Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, так же, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу". Именно Л.В. Кулешов сформулировал основные принципы монтажа. "Куски заснятой сцены монтируются по смыслу:

1. По задачам сценария (при этом учитываются последующие возможности их соединения).

2. По направлению съемки (для чего необходимо находить и учитывать генеральное направление в съемке сцены).

3. По движению в кадрах (для чего необходимы при съемке "захлесты" движений и учет их направлений).

4. По темпу и ритму действия в кадрах (для чего необходимо на съемке учитывать темп и ритм монтирующихся друг с другом кусков).

5. По темпу и ритму движения кадра - съемка движущейся камерой (для чего необходимо строго учитывать направление, темп и ритм движения камеры в соединяемых кусках).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Карнавалы в России XVIII - XIX веков
Карнавальные празднества в России – явление дуалистического (двойственного) порядка: с одной стороны, они оказались заимствованными из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, ...

Философия культуры немецкого романтизма
Гегель был во многом прав, отводя романтизму особое место в культуре и искусстве. Романтизм – это стремление к максимальному и непосредственному выражению человеческой духовности, своеобразное ее возрождение после этапа голого рационализм ...

Культурология в системе социально-гуманитарного знания
Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они могут претендовать сегодня в первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное многомерное об ...