Сайт о культуре и искусстве

Новая аттическая комедия

Другое » Образы девушек в комедиях Менандра » Новая аттическая комедия

Новоаттическая комедия была рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в. до н.э. в истории Греции - время бесконечных войн между наследниками Александра и их сыновьями, причем театром военных действий становится почти все восточное Средиземноморье и прилегающие к нему страны Малой Азии. Старые, "классические" греческие государства могут существовать в это время, только опираясь на поддержку то одного, то другого могущественного полководца, для которого сами эти государства - не больше, чем незначительные фигуры в ожесточенной военно-политической игре. Не составляют в этом смысле исключения и Афины. Именно социальная действительность Греции второй половины IV – VI вв. до н.э., утрата политической независимости и преобладание личных интересов – все это создало почву для бытовой комедии с ее тремя основными направлениями – нравов, характеров, интриги. В ней нет присущей Аристофану сатирической публицистики, социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, их действия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностного лица или самого царя комедиограф мог быть наказан. Новой комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье, она углубляется во внутренний мир своих героев, побуждает отказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке. Основными темами комедий становятся вопросы семьи, брака, воспитания, отношений между детьми и родителями, положения женщины, положения рабов и т. д., и освещаются они с прогрессивной, гуманной точки зрения.

Внешним отличием новой комедии от древней было отсутствие хора, который теперь не подходил к её содержанию, требовавшему большей интимности. В исполнении комедий число актеров не ограничивалось тремя. Другой особенностью была специальная фигура «пролога», которая давала объяснение содержания пьесы.

Расцвет новой аттической комедии относится к концу IV и к III в. до н.э. Известно более шестидесяти имен её представителей, но их произведения дошли только в отрывках. Родоначальником новой аттической комедии принято считать Филемона (приблизительно 361 – 263 гг. до н.э.). Среди других авторов – Дифил (приблизительно 350 - 263 гг. до н.э.), Аполлодор (III в. до н.э.), Посидипп (III в. до н.э.), Демофил. Главным представителем новой аттической комедии является Менандр (343 – 292 гг. до н.э.).

Ко времени появления Менандра на афинской сцене аттическая комедия представляла собой небольшую по объему (около 1000 стихов) пятиактную пьесу с сюжетом, изображавшим события, происходящие с членами двух-трех живущих по соседству семей, и с персонажами, круг которых был ограничен набором стандартных масок. Сюжеты новой комедии были довольно однообразными: освобождение девушки из-под власти сводника; подкинутый, а затем найденный ребенок; мотивы насилия, подкидывания детей и признания их родителями повторялись из комедии в комедию, менялись только детали. Основным стержнем новой комедии чаще всего была любовь.

Новая аттическая комедия со своими общечеловеческими мотивами долго держалась в греческом театре и оказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через нее и на новую европейскую комедию Шекспира, Мольера, Лессинга и других авторов.

Рекомендуем также:

Основы цветовой символики в гербах и знаменах
Основой всякого герба, безусловно, считается щит. Известны пять форм западноевропейского щита. По правилам теоретической геральдики дамы и девушки должны были пользоваться ромбовидными щитами. Обычно использовались те цвета, которые легче ...

Семья
Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном госуд ...

Огюст Роден. «Граждане Кале»
«Нет больше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15, 13 Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ...