Сайт о культуре и искусстве

Новая аттическая комедия

Другое » Образы девушек в комедиях Менандра » Новая аттическая комедия

Новоаттическая комедия была рождена новой исторической эпохой. Последние десятилетия IV и первые III в. до н.э. в истории Греции - время бесконечных войн между наследниками Александра и их сыновьями, причем театром военных действий становится почти все восточное Средиземноморье и прилегающие к нему страны Малой Азии. Старые, "классические" греческие государства могут существовать в это время, только опираясь на поддержку то одного, то другого могущественного полководца, для которого сами эти государства - не больше, чем незначительные фигуры в ожесточенной военно-политической игре. Не составляют в этом смысле исключения и Афины. Именно социальная действительность Греции второй половины IV – VI вв. до н.э., утрата политической независимости и преобладание личных интересов – все это создало почву для бытовой комедии с ее тремя основными направлениями – нравов, характеров, интриги. В ней нет присущей Аристофану сатирической публицистики, социальных идей и общественных интересов. Критиковать влиятельные лица, их действия и поступки стало опасным: за высмеивание какого-нибудь должностного лица или самого царя комедиограф мог быть наказан. Новой комедии чужда сатира на пороки общества, равно как и аристофановская буффонада, фантастика, грубые шутки, веселье, она углубляется во внутренний мир своих героев, побуждает отказаться от пороков, ищет хорошие черты в каждом человеке. Основными темами комедий становятся вопросы семьи, брака, воспитания, отношений между детьми и родителями, положения женщины, положения рабов и т. д., и освещаются они с прогрессивной, гуманной точки зрения.

Внешним отличием новой комедии от древней было отсутствие хора, который теперь не подходил к её содержанию, требовавшему большей интимности. В исполнении комедий число актеров не ограничивалось тремя. Другой особенностью была специальная фигура «пролога», которая давала объяснение содержания пьесы.

Расцвет новой аттической комедии относится к концу IV и к III в. до н.э. Известно более шестидесяти имен её представителей, но их произведения дошли только в отрывках. Родоначальником новой аттической комедии принято считать Филемона (приблизительно 361 – 263 гг. до н.э.). Среди других авторов – Дифил (приблизительно 350 - 263 гг. до н.э.), Аполлодор (III в. до н.э.), Посидипп (III в. до н.э.), Демофил. Главным представителем новой аттической комедии является Менандр (343 – 292 гг. до н.э.).

Ко времени появления Менандра на афинской сцене аттическая комедия представляла собой небольшую по объему (около 1000 стихов) пятиактную пьесу с сюжетом, изображавшим события, происходящие с членами двух-трех живущих по соседству семей, и с персонажами, круг которых был ограничен набором стандартных масок. Сюжеты новой комедии были довольно однообразными: освобождение девушки из-под власти сводника; подкинутый, а затем найденный ребенок; мотивы насилия, подкидывания детей и признания их родителями повторялись из комедии в комедию, менялись только детали. Основным стержнем новой комедии чаще всего была любовь.

Новая аттическая комедия со своими общечеловеческими мотивами долго держалась в греческом театре и оказала сильнейшее влияние на римскую комедию, а через нее и на новую европейскую комедию Шекспира, Мольера, Лессинга и других авторов.

Рекомендуем также:

Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздни ...

Панки
Немыслимое «рванье» и прочие атрибуты «стиля бунтарей» создала одна английская провинциалка, которой очень не хотелось прожить жизнь напрасно. Сегодня она суперзнаменита - Вивьен Вествуд, «королева панка», одна из самых талантливых модель ...

Винсент Ван Гог
Такие же силы действуют в полотнах Винсента Ван Гога (1853-1890). Однако у него "действие космических сил . приобретает обнаженный и максимально приблизившийся к нам, как бы вторгшийся в человеческую повседневность характер" (В. ...