Сайт о культуре и искусстве

Назначение храма. Устройство

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Назначение храма. Устройство

Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребен; потому ей и придается полукруглая форма. Кроме того, церковь служит образом распятия Христова, а поэтому желательно, чтобы в структуре храма, был запечатлен главный символ христианства – крест.

В храме Святой Софии тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Четыре главы ближайшие к центральной, напоминают о четырех евангелистах: Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Пространство под сенью главного купола представляет собой описанный арками огромный крест. Христос вседержитель расположен в куполе, словно В необъятной дали, а в алтаре, на стене центральной апсиды, сосредоточенная и строгая фигура Богоматери. Ее руки вознесены высоко вверх в непрестанном молении. Вишневый цвет Ее одеяния – мафория, окутывающего Ее голову и плечи, символизировал страдание. Купол символ церкви Небесной, алтарь – символ Церкви Земной.

Рекомендуем также:

Основные направления и виды деятельности учреждений культуры
Субъектом и объектом деятельности учреждений культуры является личность. Деятельность учреждений должна быть направлена на процесс реализации сущностных сил личности, удовлетворения ее духовных потребностей. Направления деятельности учре ...

Аллегории в живописи
Анализируя произведения искусства разных культур, можно выделить некоторые сходные символы. Это дает основание предположить, что они имеют общую природу, универсальны для всех людей, заложены генетически и потому неизменны (этологический ...

Семья
Семья и воспитание в ранний период истории Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном госуд ...