Сайт о культуре и искусстве

Становление и развитие советской системы образования и науки

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Становление и развитие советской системы образования и науки

Страница 1

В первые годы советской власти на развитие образования и науки, как и всей культуры в целом, накладывали негативный отпечаток последствия революционных катаклизмов, немецкой и польской оккупаций, Гражданской войны. Неоднозначное воздействие на преемственные процессы в культуре оказывали также вначале политика «военного коммунизма», а затем новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и собственно культурная революция.

При этом нельзя не признать, что Октябрьская революция раскрепостила творческие силы народа. Из социальных низов выдвинулись талантливые управленцы, военные, организаторы производства, профессиональные деятели культуры и искусства. Происходило широкое приобщение трудящихся масс к культуре (правда, с известными ограничениями), значительный рост их образовательного уровня. Художественное, научное, техническое творчество стало доступно людям из социальной толщи.

Политика белорусизации. Стремление получить поддержку многонационального населения огромной страны, завоевать доверие разных народов подтолкнули партию большевиков в 1920-е гг. начать национально-культурное строительство. В Беларуси первые шаги в реализации одного из направлений этой политики (позже оно получила название «белорусизация») были сделаны после окончания Гражданской войны: открылись белорусские театры, высшие учебные заведения, научные учреждения, начал функционировать Институт белорусской культуры. Работали издательство «Советская Белоруссия», Государственный музей и Центральный архив, Республиканская и ведомственные библиотеки. Государственными были объявлены белорусский, русский, польский и еврейский языки. Для выходцев из национальных меньшинств создавались школы, в которых преподавание велось на их родном языке.

Официально политика белорусизации стала проводиться с июля 1924 г. во исполнение решения II сессии ЦИК Белорусской ССР. Под белорусизацией в широком смысле слова подразумевалось многостороннее развитие белорусской культуры, перевод делопроизводства на белорусский язык, выдвижение уроженцев Белоруссии на ответственные должности и т.п.

Важнейшей частью культуры и в то же время коренным условием ее развития является язык, поэтому родному языку отводилось центральное место в политике белорусизации. Он вводился в сфере управления. Активно готовилось издание словарей, учебников и пособий по белорусскому языку, соответственно велась разработка научных терминов. В выполнении этой задачи велика заслуга Б.А. Тарашкевича (1892–1938), Е.Ю. Лесика (1883–1940), Е.Ф. Карского (1861–1931), П.А. Бузука (1891– 1938), И.В. Волк-Леоновича (1891–1943). Учебник «Беларуская грама- тыка для школ» Б.А. Тарашкевича (1918) вводил уточненные нормы дореформенной редакции белорусского литературного языка.

Всего за пять лет (1924–1928) официальной политики белорусизации было опубликовано 875 книг на белорусском языке (для сравнения: в 1917–1920 гг. – только 42). К 1927 г. белорусским языком владели 80 % служащих республиканских органов и 70 % служащих окружных и районных учреждений. Несмотря на то что обучение в школах республики велось на восьми национальных языках, белорусский язык как язык коренной нации имел в те годы приоритет.

Правописание белорусского языка требовало изменений, и ученые-филологи подготовили проект языковой реформы. 26 августа 1933 г. вышло постановление Совнаркома БССР «Об изменениях и упрощении белорусского правописания», ориентирующих на существенные новации в языке. Результаты проведенной реформы не раз становились предметом дискуссий, но сегодня их необратимость уже не вызывает сомнений.

Начавшиеся в СССР процессы «интернационального» нивелирования снизили внимание к белорусскому языку. В конце 1920-х гг. политика белорусизации была свернута, ей на смену пришла контрбелорусизация.

По сфабрикованному делу о так называемом «Союзе освобождения Белоруссии» (1930) было осуждено свыше 100 человек – известные государственные деятели, ученые и представители творческой интеллигенции. Среди жертв репрессий – председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков (1892– 1937), директор издательства «Беларусь», писатель Тишка Гартный (Д.Ф. Жилунович, 1887–1939), президент АН БССР В.М. Игнатовский (1881–1931). Культурному строительству республики был нанесен ощутимый ущерб.

Реформа и развитие образования. Важным шагом на пути становления советской культуры стала кампания по ликвидации неграмотности и малограмотности. Этого в послеоктябрьский период требовали планы хозяйственных и культурных преобразований. Осуществление политики ликбеза в республике началось с конца 1920 г. после отражения польской экспансии. Работа предстояла немалая: 52,6 % жителей республики в возрасте от 9 до 49 лет оставались неграмотными.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Социальное партнерство библиотек
Одним из демократических институтов, обеспечивающих баланс интересов различных структур общества на сегодняшний день является институт социального партнерства, развивающийся в России последнее десятилетие. Происходит оформление интересов ...

Литература древней Руси
Художественная литература, особенно беллетристика, в средние века еще не выделилась в самостоятельный род. Средневекового читателя привлекали в книгах не столько их художественные достоинства, если они вообще имели значение, сколько возмо ...

Девяностые - смешение племен
На рубеже конца восьмидесятых-начала девяностых появляются нескольких новых субкультур, а также происходит их общее возрождение и оживление. Фактически все, что происходило в 90-е в Великобритании и США, проходило под знаком «Нью», то ест ...