Сайт о культуре и искусстве

Становление и развитие советской системы образования и науки

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Становление и развитие советской системы образования и науки

Страница 2

При Политсовете Наркомпроса БССР была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. Открывались школы и специальные пункты по борьбе с неграмотностью, а также школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения. В мае 1926 г. возникло общество «Долой неграмотность», которое возглавил председатель ЦИК БССР А.Г. Червяков. К 1932 г. оно насчитывало 156 тыс. членов.

Проводились конференции по проблемам ускоренной ликвидации неграмотности и малограмотности, конкурсы-смотры ликпунктов и школ, месячники «За грамотность». Борьбе с неграмотностью посвящались организуемые комсомольцами культпоходы, культэстафеты и другие мероприятия. Но это нужное дело страдало от ряда недостатков: парадности, спешки, кампанейщины, высокого отсева обучаемых, не вполне качественных учебных программ и т.п.

С 1926 г. стали создаваться школы для малограмотных, в которых давались знания в объеме начальной школы. В результате всех принятых мер грамотность населения Белорусской ССР в 1939 г. возросла до 78,9 %. Массовая неграмотность, по существу, была побеждена. Одновременно с решением этой задачи в республике формировалась комплексная система образования и воспитания. В нее вошли дошкольные учреждения, массовые четырехлетние трудовые школы, школы сельской молодежи, школы фабрично-заводского обучения, профшколы, профессиональные и общеобразовательные курсы, рабфаки, техникумы, средние школы и высшие учебные заведения.

Уже в октябре 1923 г. в республике начался переход к обязательному школьному обучению. В результате БССР первой из союзных республик в основном решила задачу обязательного обучения детей начиная с восьмилетнего возраста. Со второй половины 1932 г. была выдвинута на перспективу новая задача в области образования – всеобщее обязательное обучение молодежи в объеме семилетней школы.

Отмечая перечисленные достижения БССР в сфере образования и воспитания, нельзя не сказать о недостатках и ошибках. Некоторые из проводившихся педагогических начинаний и экспериментов были скороспелыми, не до конца продуманными, не все учителя имели специальную подготовку, не хватало хороших учебников, немало классов было перегружено (60–75 человек). Кроме того, репрессии 1930-х гг. коснулись и работников образования.

Перевод хозяйства на новые рельсы, переход к ускоренной индустриализации, коллективизация сельского хозяйства, значительные культурные преобразования требовали многочисленных кадров высшей квалификации. Учитывая потребности нового времени, уже в 1918–1919 гг. Витебский, Гомельский и Могилевский учительские институты были преобразованы в педагогические институты, возобновил работу земледельческий институт в Горках (с 1925 г. – Белорусская сельскохозяйственная академия), открылись Белорусский политехнический институт (1920), Белорусский государственный университет (1921), ряд других высших учебных заведений. Многие из них неоднократно реорганизовывались. В итоге к 1941 г. в БССР насчитывалось 25 вузов, в которых обучалось 21,5 тыс. студентов. Развивалось среднеспециальное образование: за годы второй пятилетки техникумы подготовили 19 678 специалистов.

Иначе обстояло дело на территории отторгнутой Западной Белоруссии. Польское правительство, вопреки обещаниям не покушаться на национально-культурные интересы белорусов, вело активную политику полонизации, препятствовало росту национального самосознания белорусов, принижало самобытность их культуры. Закрывались белорусские школы, гимназии, клубы, библиотеки, православные церкви. В государственных учреждениях и органах местного самоуправления нельзя было использовать белорусский язык. В 1937 г. была прекращена деятельность Товарищества белорусской школы и Союза белорусских учителей. Те, кто отстаивал образовательные и культурные права белорусов, преследовались. Все это негативно сказывалось на развитии белорусской культуры в Западной Белоруссии в 1921–1939 гг.

Война, развязанная гитлеровской Германией против Советского Союза, нанесла тяжелый урон белорусскому народу, в том числе в сфере образования и науки. На оккупированной фашистами территории закрылись тысячи учебных заведений. Но и в суровых условиях войны велась учебная работа. Около 20 высших и средних специальных учебных заведений были эвакуированы. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил деятельность Белорусский государственный университет. В 1943/44 учебном году на шести его факультетах обучалось 289 студентов.

На оккупированной территории детей учили в подпольных и лесных школах, было организовано тайное домашнее обучение. Часть детей посещала так называемые «народные школы», созданные под контролем оккупантов. Среди работавших здесь учителей были и патриоты, с риском для жизни препятствовавшие «онемечиванию» учебных программ и продолжавшие гуманистические образовательные и воспитательные традиции.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Аллегория в изобразительном искусстве
Аллегория как литературоведческий термин трактуется в словарях противоречиво и не точно, что во многом вызвано употреблением этого слова в разных сферах действительности. В обыденном понимании аллегория – это вещественное изображение нев ...

Импрессионизм как направление в искусстве
Импрессионизм (франц. impressionnisme, от франц. impression - впечатление) - направление в искусстве последней трети XIX - начале XX в. Мастера этого направления пытались непредвзято и как можно более естественно и свежо запечатлеть мимол ...

Фонтан «Нептун»
Композиционным центром Верхнего сада является фонтан «Нептун», украшенный трехъярусной скульптурной группой. На высоком пьедестале возвышается статуя бога морей Нептуна. С четырех сторон пьедестала из фонтанирующих масок морских чудовищ б ...