Становление и развитие советской системы образования и науки
В суровые годы войны деятели науки не прекращали работу. В советский тыл были эвакуированы 60 научно-исследовательских учреждений и лабораторий. Белорусские ученые разъехались по Советскому Союзу, продолжая свои исследования. В апреле 1943 г. основной научный состав АН БССР сосредоточился в Москве.
Главное внимание эвакуированных ученых в военное время было направлено на решение актуальных военных задач. Так, авиаконструктор П.О. Сухой (1895–1975) создавал боевые самолеты, конструктор С.А. Косберг (1903–1965) – авиационные двигатели. Б.В. Ерофеев и М.М. Гудимов разработали технологию и организовали производство бронестекла для самолетов, за что в 1946 г. были удостоены Государственной премии СССР.
После окончания Великой Отечественной войны научные учреждения республики вернулись в белорусские города и широко развернули исследовательскую деятельность. Число таких учреждений возросло с 76 в 1956 г. до 167 в 1985 г. Ведущая роль по-прежнему принадлежала академическим институтам. Несмотря на недостаточные объемы финансирования, жесткую регламентацию научных исследований и другие помехи, белорусские ученые добивались весомых результатов.
Дальнейшее развитие получила отраслевая и вузовская наука, укреплялась ее интеграция с производством, однако внедрение научно-прикладных достижений во многих случаях происходило медленно, что подчас отрицательно сказывалось на развитии народнохозяйственного комплекса, оборачивалось экономическим застоем.
Рекомендуем также:
Глем
«Глем» фактически довел до предела развитие стиля «Модов», «Свингующего Лондона», «Психоделистов» и «Хиппи». Все эти субкультуры первыми выдвинули концепцию «unisex» (то есть смешения полов в молодежной культуре, когда подчеркивание «муже ...
Письменность и язык
Характерной чертой этой цивилизации и показателем высокого развития ее культуры является существование письменности. Найдено более 2 тыс. надписей, содержащих 400 различных знаков. В основном надписи были найдены на печатях. Обычная харап ...
Страницы дягилевского балета
Дягилев обладал редким чутьем антрепренера и редким чутьем художественного руководителя. Он никогда ничего не ставил сам, не сочинял музыки, не придумывал декорации. Но он был душой тела – он умел находить таланты, он задавал тон, вкус, о ...