Сайт о культуре и искусстве

Монтаж, создающий ритм

Другое » Ритм как ощущение внутреннего движения в кинематографе » Монтаж, создающий ритм

Страница 5

Формально-описательный монтаж.

Самая распространенная форма монтажа, которая позволяет изложить тему связно, последовательно и внутри одного эпизода, и между отдельными монтажными фразами. При этом мы наблюдаем поступательное движение внутри причинно-следственных отношений: постепенное продвижение сюжета от причины - к следствию. В такой же описательной манере даются временные и пространственные характеристики происходящего события. Эта форма монтажа - основная, не овладев которой невозможно грамотно выстроить действие. Зритель не должен разгадывать изображение как ребус, он заслуживает того, чтобы время и место действия, логическое развитие событий, эмоциональная направленность всех внутренних связей были обозначены и зафиксированы.

Параллельный монтаж.

Две-три и более сюжетные линии развиваются одновременно, но в разных местах. Действие происходит в одно и то же время, а герои и их месторасположение различны. В качестве примера можно привести любой телесериал, где в самых разнообразных интерьерах (с точно обозначенным местом действия: офис, отель, особняк, салон автомобиля и т.п.), но в одно и то же время главные герои совершают те или иные поступки. Посредством параллельного монтажа зритель имеет возможность следить за жизнью и поступками всех действующих лиц одновременно, несмотря на то, что часто они находятся на значительном расстоянии друг от друга.

Ассоциативный монтаж

является наиболее сложной формой монтажа.

Движение, перемещение во времени и пространстве происходит на основе ассоциаций, ассоциативного мышления, когда одно представление вызывает другое. Например, Героиня берёт в руки книгу, открывает её, из книги выпадает засушенный цветок. Наезд на цветок - отъезд камеры и перед зрителями появляются воспоминания героини - свидание с возлюбленным, на котором он ей дарит тот самый цветок.

Ярким примером параллельно-ассоциативного монтажа

является эпизод из фильма режиссера А. Аскольдова "Комиссар". Героиня фильма женщина-комиссар (актриса Нонна Мордюкова) в доме приютившей ее многодетной еврейской семьи готовится стать матерью. Во время родовых схваток она почти теряет сознание, и в эти минуты ей кажется, что отряд бойцов Красной Армии продвигается по пустыне. В песках застревает орудие. Буксуют колеса тачанки. Усилия лошади. Напряжение. Через ассоциации и ощущения передано мучительное состояние женщины, ее страдания. В эти тягостные минуты оживают на экране (в параллельном монтаже) воспоминания героини - драматические сцены военных действий и страстная любовь. При помощи ассоциативного монтажа мы можем перенестись в любой отрезок времени, переместиться на любое расстояние, в любую точку земного шара или на другую планету, в космос. Ассоциативный монтаж предполагает использование режиссером метафор. Слово "метафора" (греческое "metaphora") в переводе означает перенос. Работая над тем или иным произведением и используя в его образной структуре метафору, режиссёр черты одного снимаемого объекта (предмета или явления) переносит на другой из-за их общих свойств (свойств, характерных для обоих). В этом случае содержание кадров, их последовательность зависит от какой-либо аналогии, сходства или сравнения и воспринимается зрителем в переносном смысле. Данный прием имеет неограниченную сферу применения, особенно в области рекламы и клипов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем также:

Фонтан «Нептун»
Композиционным центром Верхнего сада является фонтан «Нептун», украшенный трехъярусной скульптурной группой. На высоком пьедестале возвышается статуя бога морей Нептуна. С четырех сторон пьедестала из фонтанирующих масок морских чудовищ б ...

Скульптура Греции эпохи эллинизма
древнегреческий скульптура статуя Государства диадохов существовали в Египте, в Сирии, в Малой Азии; наиболее мощным и влиятельным было египетское государство Птолемеев. Несмотря на то, что страны Востока обладали своими, очень древними ...

Питер Пауль Рубенс
В качестве еще одного примера рассмотрим картину великого живописца эпохи барокко Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды» 1618г (см. приложение 59). Композиция изображает аллегорическую сцену союза Земли, которую олицетворяет Кибела, де ...