Сайт о культуре и искусстве

Язычество и христианство в период становления белорусской культуры

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Язычество и христианство в период становления белорусской культуры

Страница 1

Язычество и культура. На качество и уровень культуры населения белорусских земель в дохристианский период значительное воздействие оказывало язычество, которое наложило неизгладимую печать на миропредставление наших предков. Древняя религия соответствовала родоплеменным отношениям и представляла собой комплекс мифологических взглядов, магических верований, культов, которые отражали зависимость людей от природы и в то же время являлись специфическими Формами передачи хозяйственного опыта, знаний, направленных на овладение ею. Миропонимание древних белорусов формировалось на основе мифов, сказок, былин, обрядов, заговоров от.п. Многие произведения устного народного творчества были связаны с языческими богами, которым поклонялись наши предки и которых у славян было не меньше, чем у древних греков или римлян.

В «Повести временных лет» (980) упоминаются такие языческие боги как Перун, Хоре, Стрибог, Дажбог, Мокаш и др. Главным среди них был Перун, почитавшийся как бог грозы и молнии, войны и, вероятно, земледелия. По представлениям наших предков, Перун выглядел седым богатырем с луком (радугой) в одной руке и стрелами (молниями) в другой. Бог солнца носил разные имена: Хоре, Купала, Ярила, Дажбог. Культ Купалы существует в Беларуси до сих пор. Купалье стало любимым летним праздником всего населения, особенно молодежи.

Кроме богов, управлявших небесными стихиями и светилами, почитались также боги, связанные преимущественно с явлениями живой природы: Велес, Жижель, Лада, Тур, Переплут и др. Вместе с тем у славян не сложилось единой языческой религии. У каждого из племенных союзов сформировалась своя разновидность язычества, варьировались пантеон богов и основные культы. Представления о богах воплощались в идолах, которых обычно ставили на возвышенностях или по берегам рек. Как правило, их внешности придавался человекообразный вид. Своих богов древние славяне изготавливали из золота, серебра, мрамора, но чаще – из дерева. Распространены были и каменные бабы – архаические первообразы Великой Богини, олицетворявшей животворительные силы Матери-земли. Идолы были племенные, родовые, семейные и личные. Им приносили разные подношения. Считается, что фигуры идолов играли важную роль в похоронной обрядности древних славян. В Беларуси известно более 10 местонахождений языческих святилищ: на острове Освейского озера, на берегу реки Полоты, в г.п. Свирь и других местах. После принятия христианства языческие идолы частью были заброшены, частью – уничтожены, но они сохраняли память о себе еще в XIX в.

Для древних жителей белорусской земли были характерны такие формы ранней религии, как тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Они боготворили солнце, луну, камни, озера, реки, деревья, птиц, зверей. Каждый род соединял свою историю с каким-то зверем или птицей. Кривичи, например, особо чтили медведя, с которым был связан праздник комоедицы. Наши родичи верили также в добрых и злых духов и стремились задобрить и тех и других.

Особое отношение сложилось к камням. Их почитали как святыни. Ни у одного славянского народа не сохранилось столько легенд и преданий о камнях, как у белорусов. Камням приносили подарки, у них просили помощи, избавления от болезней. Вера в их магическую силу сохранилась в некоторых местах до наших дней. На окраине Минска даже создан «музей» валунов.

По мнению астронома В. Ларионова и доктора геолого-минералогических наук Э. Левкова, на территории Беларуси сохранились древние каменные «обсерватории» из сгруппированных особым образом камней, например, в урочище Вторая Каменица (у озера Дрисвяты), на берегу озера Яново в Полоцком районе.

Среди древних славян особо почитаемым был культ предков. Не случайно у кривичей существовал неписаный закон: если юноша не знал своих предков до пятого колена, он не имел права называться мужчиной. Остатки культа предков в виде поминальных обрядов «Дзяды», «Радаунiца» сохранились до наших дней.

Таким образом, для наших предков-язычников были характерны многобожие, разнообразные племенные культы, вариативная иерархия богов. На смену одним богам приходили другие, их почитание зависело от поры года, от вида хозяйственной деятельности, от магически преображаемых природных явлений. Язычество сформировалось в эпоху родоплеменных отношений и отражало миропредставление людей, живших земельной общиной. Язычество не оправдывало проявления классового угнетения, превосходство одних людей над другими. С появлением на древних белорусских землях княжеств – первых государственных образований – язычество как реликтовое мировоззрение доклассового общества после недолгого сопротивления уступило место христианской религии.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Петербурга: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, Эрмитажный театр. Часть экспозиции музея размещается во дворце Меншикова и б ...

Культурология – основа гуманитарного познания
Теория и история культуры - ядро культурологии. Основу гуманитарного познания образует культурология. Она представляет собой целостную систему наук о сущности и строении культуры, ее генезисе, развитии и социальном функционировании, а так ...

Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями. Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей пол ...