Сайт о культуре и искусстве

Язычество и христианство в период становления белорусской культуры

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Язычество и христианство в период становления белорусской культуры

Страница 2

Принятие христианства. Новая религия была способна утвердить божественное происхождение великокняжеской власти и одновременно духовно объединить все сословия, интегрировать возникшие племенные культуры. В целом христианство связало крепкими узами белорусские земли с хозяйственно-культурными и государственно-политическими образованиями континентальной Европы. Христианство появилось в Беларуси не на пустом месте. Знакомству с ним содействовали военные походы, торговые связи с другими странами. Как свидетельствуют летописи, проникновение христианства на земли восточных славян началось, вероятно, в середине IX в.

Существуют гипотезы о том, что христианская община существовала в Полоцке еще до 988 г. Некоторые сведения о первых христианах на нашей земле дают скандинавские саги. Так, исландская епископская «Сага о крещении», записанная через 300 лет после знаменательного события конца X в., сообщает о миссионере Торвальде-Путешественнике, который, возвращаясь после паломничества в Палестину через Полоцкую землю, основал недалеко от Полоцка монастырь Иоанна Крестителя, где позже и был похоронен. А это значит, что полоцкий князь Рогволод уже был знаком с христианством, иначе не позволил бы Торвальду строить монастырь. Другие полоцкие князья активно содействовали распространению и укреплению христианства. Об этом, в частности, свидетельствует возведение по инициативе Всеслава Чародея Софийского храма.

Можно также предположить, что и княжна Рогнеда рано приобщилась к христианству. Широко известна история пострижения Рогнеды в монахини под именем Анастасия. В Заславле ею был основан монастырь. Летописи рассказывают о сыне Рогнеды Изяславе как о князе-книжнике, который «любил и почитал монаший чин».

Христианство пришло на белорусские земли, предварительно охватив территории Дании, Швеции, Норвегии, Польши, Хорватии. Некоторые исследователи, указывая на стремления местных князей к политической независимости, считают, что наши предки восприняли христианство в первую очередь от константинопольских миссионеров, которых поддержали князья полоцкой династии. Византии это давало возможность духовного руководства, а Полотчине – идейную опору государственной самостоятельности. Проповедники из Византии распространяли новую веру также в Туровском и других княжествах, позже вошедших в состав Великого Княжества Литовского.

Христианство на белорусских землях укоренялось на протяжении нескольких столетий практически без насилия. Первоначальный симбиоз двух религий дополнился их частичным синтезом при ведущей роли христианской веры. Год основания Полоцкой епархии (992) считается датой принятия христианства в Беларуси. Согласно историческим сведениям, первым полоцким епископом был Мина (1104). В дальнейшем его восприемниками стали Илья, Косьма, Дионисий. 1005 годом датируется основание Туровской епархии (первый епископ – Фома). В 1137 г. открылась кафедра в Смоленске (первый епископ – грек Мануил).

Святые отцы для укрепления своих позиций приспосабливали церковные праздники к языческим, наделяли святых качествами прежних богов. Храмы часто строились на месте древних капищ. Так, вместо Перуна появился святой Илья, вместо Ярилы – святой Георгий (Юрий) и т.д.

Принятие христианства послужило мощным стимулом для развития отечественной культуры и цивилизации. Новая религия изменила мировоззрение населения, в том числе с позиций, выгодных князьям и феодальной знати. Христианство содействовало объединению белорусских земель, становлению государственности, укреплению международного положения Полоцкого княжества и Великого Княжества Литовского. Благодаря мировой религии население открыло для себя культурные богатства Византии и других стран Европы, познакомилось с письменностью. Появилась каменная архитектура. Самобытные художники создавали фрески, мозаики, писали иконы. Монастыри и церкви стали первыми культурными центрами. При них открывались библиотеки, работали школы, переписывались книги, создавались летописи. Здесь работали образованные люди. Из числа монахов вышли первые выдающиеся просветители, ученые, писатели, проповедники. С распространением христианства расширялось знакомство людей с церковной музыкой.

Но принятие новой религии сопровождалось и определенными издержками, в частности забвением предметов (артефактов) аутентичной языческой культуры и самого языческого прошлого славян. Христианство, тем не менее, окончательно ликвидировало кровную месть, покончило с обычаем приносить человеческие жертвы языческим богам. Оно способствовало укреплению более развитых общественных (и производственных) отношений. Многовековое мирное сосуществование христианства и скрытого модифицированного язычества содействовало формированию толерантности будущих белорусов, их терпимости к разным религиям.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

Проблемы чтения современных детей и подростков
О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России пад ...

Современная библиотека и развитие информационных технологий
Современная библиотека - это не только книгохранилище, но и своеобразный "электронный архив", где предоставляется доступ к информации на любом носителе, и сползание библиотеки к содержанию книжного склада чревато необратимым изъ ...

Полемика в прессе
Все исследователи отмечают, что первые отзывы о церковной живописи Васнецова появились в конце 90-х годов XIX века, сразу после окончания росписи Владимирского собора в Киеве. Так, газета «Русские ведомости» в № 270 от 30 ноября 1898 года ...