Сайт о культуре и искусстве

Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро

Другое » Хараппская культура » Архитектура городов Хараппа и Мохенджо-Даро

Страница 1

Существование крупных городов, наличие строгой системы городского планирования и строительства свидетельствуют о высокой степени развития Хараппской цивилизации. В результате раскопок было открыто несколько крупных городов. Самые большие из них – Хараппа и Мохенджо-Даро.

Мохенджо-Даро занимал площадь до 2,5 кв. км и, согласно условным данным, насчитывал 100 тыс. человек и более. Впрочем, обычно ученые называют гораздо более скромные цифры – 41 или 35 тыс. для Мохенджо-Даро и 35 или 21 тыс. для Хараппы. Строительство городов велось по заранее разработанному плану. Даже древние города Шумеров не знали столь четкой и строгой планировки.

Судя по раскопкам, городские центры имели сходную систему планирования: крупные города состояли из двух главных частей – цитадели, где, по всей вероятности, располагались местные власти, а возможно и жреческая элита, и так называемого нижнего города – здесь были сосредоточенны основные жилые постройки. Жилая часть города обычно имела форму прямоугольника. Главные улицы, некоторые до 10 м, были абсолютно прямыми. Они разделяли город на большие кварталы, внутри которых вилась сеть узких переулков. Цитадель воздвигалась на кирпичной платформе и, видимо, призвана была защищать от наводнений, которые нередко обрушивались на города, особенно в долине Инда. Она была меньше «нижнего города» (в Мохенджо-Даро занимала лишь 1/7 всей территории, а в Хараппе – 1/6), и по форме напоминала параллелограмм. Ни в одном из больших городов не было найдено ни одного каменного строения. Обычным строительным материалом, как для жилых домов, так и для общественных зданий служил стандартный обожженный кирпич высокого качества.

Общение между цитаделью и нижним городом было, очевидно, ограниченно. При раскопках одного из города были обнаружены лишь два входа, связывающие обе эти части. В случае необходимости эти входы могли, по-видимому, закрываться и тем самым отгораживать городские власти от простых жителей. В цитадели Мохенджо-Даро находился огромный бассейн (ширина 7 м, длина 12 м, глубина почти 2,5 м), который, возможно, был частью религиозного комплекса, и служил для специальных религиозных омовений. Недалеко от бассейна находились общественные амбары для хранения зерна и своего рода зал для собраний (или рынок), имевший несколько рядов каменных оснований для колонн.

Общественные амбары были обнаружены и в Хараппе, к северу от самой цитадели, близ реки. Наличие специальных каменных платформ рядом с амбарами указывает на то, что здесь происходил, обмолот зерна: в щелях пола археологи нашли колоски пшеницы и ячменя. Вероятно, зерно на лодках доставляли сюда по реке, а затем засыпали в амбары.

Дома зажиточных граждан, обычно двух- или даже трехэтажные, имели до 30 комнат. Строили по одному и тому же плану: вокруг прямоугольного двора располагалось несколько комнат. Вход обычно вел с бокового переулка, и окна выходили не на улицу (или же их вообще не было), которая из-за этого представляла собой однообразное чередование кирпичных стен. Кроме жилых комнат в домах имелись хозяйственные помещения, комнаты для прислуги и сторожей. В специальных кладовых хранили продукты.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Православие - исторический выбор русской культуры
Одним из важнейших факторов, обуславливающих своеобразие формирования российской культуры является утверждение на Руси православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности, приверженности устоявшимся традициям. Религи ...

Эмоциональная сторона
Задачей режиссёра, как мне кажется, было погрузить зрителя в атмосферу бушующих страстей, напряжения и постоянного ожидания чего-то нового и необычного. Заставить всеми средствами нервничать переживать за главных героев фильма. Гадать: ка ...

Поиски и находки в создании святых образов
Васнецов пишет Поленовой о сюжетах своих росписей, ссылается на буслаевские работы. «На первом потолке над хорами западными я изображаю «Слово Божье» в виде юноши ангела, сидящего на облаках с животными евангелистов по сторонам, подножие ...