Сайт о культуре и искусстве

Культура Просвещения

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Культура Просвещения

Страница 1

Если XVII в. для европейской культуры был временем бурного развития естественных наук и формирования нового взгляда на природу, то в XVIII в. объектом изучения стали также общество и многочисленные социальные институты. Именно это столетие явило первые опыты теоретического осмысления человеческой культуры и цивилизации как целостного явления (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердер). Поворот интеллектуальной деятельности в сторону социальной философии, публицистики, литературы, педагогики был связан с изменившейся исторической ситуацией. Образовавшиеся на территории Европы монархические государства должны были постоянно заботиться о сохранении своего единства, поскольку общество все более дифференцировалось по социальному положению и по мировоззрению. Монархи, стремившиеся к неограниченной власти, на деле вынуждены были в неодинаковой мере учитывать интересы различных слоев общества. Усиление налогового гнета с целью получения дополнительных средств достигло в XVIII в. опасной величины, что привело к нарастанию социальной напряженности. Не удивительно, что в Европе все большую популярность приобретали идеи свободы и справедливости. Их-то и выразило широкое культурное движение, получившее позже название Просвещения.

Просветители хотели сделать общим достоянием веру в безграничные возможности разума, науки и в прогресс общества, стремились привить современникам религиозную и этическую терпимость, освободить их от суеверий и предрассудков. Они пропагандировали гуманизм, критиковали тиранию, призывали отказаться от сословных привилегий, выступали в защиту естественных прав человека. Разум и свобода в самом широком смысле – вот стержневые ценности европейского Просвещения.

Развивая концепцию «естественного» человека, просветители рассматривали его как фигуру идеально-нормативную. Они полагали, что люди совершают безнравственные и вообще неверные действия в силу того, что не знают, как нужно поступать правильно. Отсюда – особый интерес просветителей к проблемам воспитания и желание популяризировать философские и научные знания. Одновременно они обращали внимание на устойчивые природные и социальные инстинкты человека, которые представлялись им, будучи облагороженными, в виде неизменных естественных качеств, призванных войти в гармоничное согласование с законами разума.

Итогом века Просвещения стало формирование в европейской культуре гражданско-правового мировоззрения. Гражданское общество осмысливалось как самостоятельная реальность, творимая людьми. Приходило осознание того, что общественная жизнь подчиняется объективным законам, которые могут быть выявлены наукой. Предполагалось, что гражданское общество зиждется на принципах свободы и равенства – естественных состояниях человека.

Существует точка зрения, согласно которой Просвещение как целостное течение утвердилось во Франции. Однако в формировании его идей велика заслуга английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. И это не случайно. Уже в середине XVII в. в Англии быстрыми темпами развивались капиталистические отношения, значительную роль играла законодательная власть парламента, имелся опыт соперничества политических партий. Страна авантюрного капитализма претендовала на то, чтобы стать очагом литературного творчества, интеллектуальной свободы и либерализма.

Наиболее яркими представителями английской литературы того времени являлись Даниэль Дефо и Джонатан Свифт.

В самом знаменитом романе Д. Дефо «Робинзон Крузо» утверждается идеал человека активного и практичного, который может добиться успеха в любой жизненной ситуации. В «Путешествиях Гулливера» Дж. Свифта в гротескной сатирической форме предстают все пороки современного ему общества, человеческий мир изображается «сначала в виде мелких, игрушечных отношений у едва заметных с земли пигмеев, а потом в чертах преувеличенно грубых животных и великанов» (Р.Ю. Виппер).

И все же наиболее полно и последовательно идеи Просвещения были воплощены во Франции. Первые французские просветители (Вольтер, Монтескье и др.), представляя умеренное направление, выражали интересы образованного дворянства. Они ратовали за сохранение монархии, управляемой просвещенным гуманным государем, отстаивали идеи свободомыслия и религиозной толерантности. Просветители второго поколения отражали преимущественно взгляды буржуазии и потому были более радикально настроены. Идеал просвещенного абсолютизма они связывали с помыслами о конституционной монархии, выступали за равенство сословий, отстаивали материализм и антитеизм (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.). Еще большей смелостью отличалась демократически-натуралистическая позиция Руссо страстного критика крайнего социального неравенства и вытекающих из него пороков антагонистической цивилизации.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Песчанская икона Божией Матери
Среди русских богородичных икон существует немало великих чудотворных образов, сыгравших в свое время решающую роль в исторических судьбах России. К таким избранным Богом иконам относится и Песчанский образ Пресвятой Богородицы. Судьба ...

Пирамида Хеопса
Пирамида Хеопса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из «Семи чудес света», сохранившееся до наших дней. Известны десятки египетских пирамид. Самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина. Первоначально вы ...

Философия. Развитие общественной мысли
Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей ...