Сайт о культуре и искусстве

Культура Просвещения

Другое » Европейская культура эпохи Нового времени » Культура Просвещения

Страница 2

Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создается в процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования, будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий, лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальные прозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства и равноправного диалога культур.

Своеобразным культурным итогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) при участии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текста и 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме были изложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия» реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени. Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей, преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из них вынуждены были бежать из Франции.

В Германии был достигнут высокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг с другом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями как возможность проводить научные исследования и заниматься творчеством, философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие от французских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важное воспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии 1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальную концепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальный характер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национального своеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильные страсти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которых невозможно лишить свободы мысли и творчества.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Взаимосвязь игры и поэзии
Поэзия вступает в игру в некоем поле духа, в некоем собственном мире, который дух творит для себя, где вещи имеют иное лицо, чем в "обычной жизни", и где их связывают между собой не логические, а иные связи. Она располагается по ...

Монтаж как основной метод организации материала в сценариях театрализованных праздников
Слово «монтаж» с французского переводится, как сборка, соединение. На данном этапе мы монтируем сценарий, начиная от монтажа единиц сценической информации (ЕСИ) и заканчивая непосредственно итогом работы. Здесь хочется подробнее останови ...

Отношение М.В. Нестерова к русскому искусству
Михаил Васильевич Нестеров горячо любил Россию. Он писал Турыгину из Уфы 27 июля 1895 года: «Скажу одно, что если Италия пленяет нас своей красотой и искусством, если последнее имеет там свою родину и поныне там живёт с неувядаемой силой, ...