Культура Просвещения
Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что по своей природе люди равны, а иррациональное неравенство создается в процессе деформированного развития общества. Кроме того, «естественный» человек, согласно Руссо, обладает самыми лучшими нравственными качествами. Достижения наук и искусств, технические новшества и бытовые усовершенствования, будучи употреблены для увеличения предметов роскоши привилегированных сословий, лишь развращают людей. Руссо предлагал вернуться назад к простоте и правдивости природы, к религии сердца и чувства. Необычайно важны интеллектуальные прозрения Руссо как первого антрополога. Он выдвигал идею равенства и равноправного диалога культур.
Своеобразным культурным итогом эпохи Просвещения стала «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел», изданная под руководством Дени Дидро (1713-1784) при участии многих известных деятелей науки и искусства XVIII в. В 17 томах текста и 11 томах иллюстраций в сжатой и понятной для широкой публики форме были изложены основные знания, накопленные европейской культурой. «Энциклопедия» реально содействовала изменению мировоззрения образованных людей того времени. Ее написание сопровождалось нападками духовенства, запретами властей, преследованиями авторов статей (прежде всего, самого Дидро), а некоторые из них вынуждены были бежать из Франции.
В Германии был достигнут высокий уровень образования, в крупных городах действовали соперничавшие друг с другом интеллектуальные центры. Свобода понималась немецкими просветителями как возможность проводить научные исследования и заниматься творчеством, философией, выражая свой внутренний мир. Немецкие просветители, в отличие от французских, не считали религию обманом и заблуждением, а видели в ней важное воспитательное, моральное начало. Главным явлением литературной жизни Германии 1770–80-х гг. было движение «Буря и натиск». Его представитель Иоганн Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества» разработал оригинальную концепцию исторического прогресса, подчеркивая его закономерный универсальный характер; молодые Иоганн Гете, Иоганн Шиллер отстаивали идею национального своеобразия искусства, считали, что художественного изображения достойны сильные страсти и мужественные поступки. Их герои – несгибаемые люди, которых невозможно лишить свободы мысли и творчества.
Рекомендуем также:
Развитие Отечественного кинематографа
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизац ...
Культурная политика
Направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране в советский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаган ...
Романский стиль
Французские археологи 19в. увидели в храмовых постройках Европы «классического средневековья» (10, 11, 12 вв.) восстановление привычной для архитектуры древнего Рима арки. Арка повлекла за собой значительное изменение перекрытий и других ...