Сайт о культуре и искусстве

Культура Беларуси эпохи Средневековья

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья

Становление самобытной культуры на белорусских землях в IX–XV вв. происходило в тесной связи с общеевропейскими культурными процессами, распространением христианства и обусловливалось созданием собственной государственности. Именно в это время сформировались первые государственные образования: Полоцкое и Турово-Пинское княжества, а затем и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское.

Колыбелью белорусской культуры является Полоцкая земля. Уже в XI–XII вв. здесь интенсивно развивались ремесла, торговля, складывалась городская культура, строились первые каменные храмы и укрепленные замки-дворцы, происходило становление просвещения и искусства. Из Полоцка, Турова, Смоленска вышли крупные деятели христианского просвещения. Полочане имели широкие торговые, политические и культурные связи с европейскими странами.

Все эти процессы получили дальнейшее развитие в Великом Княжестве Литовском, Русском и Жемойтском, сложившемся в конце XIII – первой половине XIV в. Здесь формировались белорусская народность и ее язык, зарождались формы национальной идентичности граждан.

Отделившись от корней, которые связывали его с Киевской Русью, население западнорусских земель уже не могло довольствоваться только общим духовным наследием. Локальная самобытность искала выход. Сохранив связь с культурным сообществом Киевской Руси, новая народность сумела создать национально своеобразную культуру, отличавшую ее от соседних народностей и племен. В новой культуре органично соединились базовые элементы восточнославянской лингвокультурной общности с особенностями и традициями, характерными для зарождавшейся народности.

Возникнув преимущественно на основе бывших восточнославянских племен – дреговичей, полоцких и смоленских кривичей, радимичей, формировавшаяся белорусская народность еще долго испытывала влияние культур балтских и финно-угорских племен, участвовавших в этногенезе белорусов. Определенное воздействие на язык, культуру и религиозные верования белорусов оказали также и другие этнические общности: западнославянские, южнославянские и тюркские, главным образом поляки, болгары и татары.

Важнейшим событием эпохи Средневековья стала замена языческой религии христианской, распространение православия и католичества. Новая религия, возникшая на территории Белой Руси на рубеже X–XI вв., изменила мировоззрение ее носителей, ускорила развитие собственной культуры, укрепила связи с культурами европейских народов. Христианство на белорусских землях распространялось постепенно, гуманными методами и трансформировало некоторые языческие культы, испытав их долговременное воздействие. Следует также подчеркнуть, что дальнейший переход от культуры средневекового типа к культуре возрожденческого типа происходил в Беларуси плавно и отличался ярко выраженной преемственностью накопленных материальных и духовных ценностей, созданных художественных стилей, сформировавшихся просветительских установок. На всем протяжении становления белорусского этноса и его перерастания в титульную нацию укреплялись уходящие в пласты самобытного народного творчества демократические корни отечественной культуры, формообразуемой бытоприземленным национальным характером и менталитетом.

В конце указанного периода на территории Беларуси активно распространились идеи Возрождения и гуманизма.

Рекомендуем также:

Потребитель и книга
Современному потребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации. Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, он десакрализировал знание и невольно понизил его значимость. Современный покупате ...

Фотомонтаж в изобразительном искусстве: взгляд изнутри
Как это сделано? Для обращения к теме истории фотомонтажных работ послужили, казалось бы на первый взгляд, два невзаимосвязанных повода. В феврале 2005 года исполнилось 15 лет с того дня, когда было официально объявлено о выходе в свет п ...

Стол
Столовая называлась, из чего видно, что за столом возлежали. Первоначально ели в атриуме, сидя у очага. Только отец имел право возлежать; мать сидела в ногах его ложа, а дети размещались на скамейках, иногда за особым столом, на который и ...