Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 1

Памятники древней письменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы. Существовавшая система записи информации представляла собой примитивное пиктографическое письмо, которое ученые назвали «черты и резы». Болгарский просветитель Храбр писал, что до крещения «словене не имеху книг, но чрьтами и резами чьтеху и гадааху». Сфера применения такого протописьма была ограниченной: его представляли, в частности, родовые знаки, знаки собственности, календарные знаки. Соответствующие надписи на каменных плитах найдены в Березинском районе (д. Погост), в Бобруйском районе (недалеко от реки Птичь), в Горецком районе (д. Пневщина), в Зельвенском районе (д. Сынковичи).

Но подобного рода письменность не была приспособлена для записи сложных текстов, которые стали необходимы с возникновением государств-княжеств. Наши предки пытались вести записи греческими буквами, но этому мешали особенности славянской фонетики. Наиболее древним образцом письма восточных славян является найденная под Смоленском печать полоцкого князя Изяслава (конец X в.) с изображением трезубца и надписью «Изас[лав]ос», сделанной кириллицей.

Весьма интересными памятниками письменности белорусской земли являются так называемые Борисовы камни. По приказу полоцкого князя Бориса Всеславовича на валунах были высечены шестиконечный крест и надпись-обращение к Богу: «И помозi рабу своему Борисоу». Эти камни свидетельствуют о религиозных взглядах жителей Полоцкой земли. Всего в Подвинье найдено 9 валунов с надписями. Рогволодов камень (1171) был обнаружен между Оршей и Друцком. К сожалению, многие уникальные памятники письменности бесследно исчезли.

О развитии грамотности на территории Беларуси свидетельствуют также самшитовый гребень с вырезанными на нем буквами от «А» до «Л» (конец XII – начало XIII в., Брест), берестяные грамоты, найденные в Мстиславле и Витебске, знаменитый крест Евфросиньи Полоцкой, надписи в Софийском соборе Полоцка. Документы подтверждают тот факт, что полочане знали и латинскую графику; при проведении торговых операций они пользовались иностранными языками. В Минске, Друцке, Браславе, Полоцке, Копыси, Турове, Витебске, Волковыске археологами найдены застежки от переплетов книг и многочисленные принадлежности для письма (костяные, бронзовые, железные стили-писала). Различные предметы с надписями обнаружены при раскопках в Гродно, Новогрудке, Волковыске, Слониме, Турове и других городах. Это говорит о широком распространении письменности и просвещения на территории Беларуси.

Важным подтверждением развития письменности в Турове является «Сказание о мнихе Мартине» (XII в.), в котором говорится о святой жизни монаха-отшельника в келье Борисоглебского монастыря. Более поздним памятником письменности является «Сказание о Кирилле Туровском».

В 1865 г. в Турове было найдено знаменитое Туровское евангелие XI в., часть которого (10 листов, 20 страниц) хранится в библиотеке Академии наук Литвы. Это самая ранняя из книжных находок на территории Беларуси. Евангелие написано на пергаменте, украшено одиннадцатью буквицами старовизантийского типа, начертанными на зеленом фоне и раскрашенными красной и синей красками. Миниатюры не сохранились. Копия литературного памятника в 1995 г. была передана правительством Литвы Национальной библиотеке Беларуси.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Теория единства и разнообразия культурно-исторического процесса в философии культуры Гердера
Впечатляющая работа по обоснованию идеи становления и развития мира (включая живую и неживую природу, человека, общественную жизнь) как органического целого была проделана немецким философом-просветителем И.Г. Гердером (1744-1803). Он сум ...

Упанишады
Упанишады (сидеть возле ног учителя), появившиеся примерно в 800 г. до н.э., – это следующий класс текстов, составляющий завершающий цикл канонического свода вед, и следующий шаг в развитии религиозных представлений индоарийцев. Они прони ...

Анализ творчества Наполеона Орды
Парижский период жизни принес Наполеону Орде известность в широких кругах европейской интеллигенции. Вместе Фредериком Шопеном он музицировал на вечерах в домах Плятеров и Чарторийских. Принимал участие в литературных собраниях, сопровожд ...