Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 3

В середине XV в. в Смоленске был составлен первый общегосударственный летописный свод Великого Княжества Литовского – Белорусско-литовская летопись 1446 г. В него вошли «Похвала великому князю Витовту», «Летописец великих князей литовских» и другие примечательные тексты в виде связных исторических рассказов. Их авторы описывали события с возможной (для данного протолитературного жанра) фактической точностью, живо и красочно.

Особое место среди памятников письменности конца XII в. принадлежит «Слову о полку Игореве» (конец 1185 – 1186), повествующему о неудачном походе Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев весной 1185 г. Это произведение явилось выдающимся образцом древней восточнославянской литературы. Автор «Слова» – патриот родной земли, один из наиболее прогрессивных людей своего времени – осуждает междоусобицы, призывает князей к единству во имя мира и процветания. Летописец осуждает кровавый характер братоубийственных сражений. Через призму своих воззрений он неоднозначно изображает военные успехи Полоцкого князя Всеслава Чародея. Показаны поход полководца Всеслава на Новгород, битва на Немиге, княжение в Киеве, возвращение в Полоцк и радение о родном городе. «Слово» приоткрывает наше далекое прошлое со всеми его проблемами и политическими сложностями.

Известны и другие ранние литературные сочинения, в частности «Слово о Меркурии Смоленском», рассказывающее о событиях, связанных с татаро-монгольским нашествием. Есть предположение, что на белорусских землях появились былины «Вольга и Микула Селянинович» и «Добрыня-сват». Возможно, полоцкий князь Всеслав Чародей повлиял на создание образа былинного героя Волха Всеславовича, а в былине «Добрыня-сват» содержится намек на борьбу князя Владимира с полоцким князем Рогволодом.

Образованные книжники Великого Княжества Литовского проявляли интерес к средневековому греко-византийскому духовному наследию и богатой римско-католической литературе. Об этом свидетельствуют многочисленные переводы, переписывание, цитирование соответствующих произведений христианских и светских авторов и составление содержательных комментариев к ним. Популярной была и переводная религиозная и светская литература с греческого, древнееврейского, латинского языков: Библия, Евангелие, Псалтырь, жития святых, фантастическая повесть об Александре Македонском «Александрия», повесть Иосифа Флавия об уничтожении Иерусалима («Иудейская война»).

С изобретением в середине XV в. И. Гутенбергом печатного станка появилась возможность печатать книги и в Беларуси. Принято считать, что здесь первопроходцем был знаменитый Франциск Скорина. Однако нельзя забывать, что в 1491 г. в Кракове немец Ш. Фиоль издал «русскими буквами» (т.е. кириллицей) для православного люда богослужебные сборники «Октоих» и «Часослов». Эти книги скорее всего печатались для православных белорусов, ибо поляки пользовались латиницей.

Популярным на белорусских землях было и устное народное творчество: праздничные и обрядовые песни, заговоры, сказки, фантастические повести, песни, былины, предания, легенды, загадки, пословицы, поговорки и др. В них отображался богатый опыт народа, его знания, мировосприятие, моральные принципы, обычаи, традиции, в том числе обусловленные культом природных стихий и языческих персонажей – олицетворений земли, воды, дождя, грома, молнии, солнца, а также русалок и лесовиков. Так, животворящим существом, матерью-кормилицей представлялась людям Земля – доминантный базисный символ в картине мира белорусов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Фонтан «Пирамида»
В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание н ...

Исторические предпосылки и условия становления народных художественных ремёсел русского населения
Своими корнями народное искусство и художественные промыслы уходят в глубокую древность, когда человек жил в условиях первобытнообщинного и родового строя. Средства существования он добывал примитивными способами. Всякая деятельность в пе ...

Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старе ...