Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 5

Церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель Кирилл Туровский (по одним сведениям, ок. 1113 – после 1190; по другим – ок. 1130 – не позднее 1182) родился в Турове в семье богатых горожан. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураускага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. Эти работы принадлежат к лучшим достижениям религиозно-дидактической литературы того времени.

О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников. Их (произведения) отличают глубина религиозных и философских раздумий, поэтичность символики, возвышенность и величие сакральных образов, проникнутых народной мудростью, а также большой публицистический талант автора. К. Туровский призывал к добродетельному подвижничеству, критиковал зло, насилие, обман.

Значительный вклад в развитие культуры в XII в. внес Климент Смолятич. Летопись отмечает, что это был редкий на Руси книжник и философ. Он хорошо знал работы античных авторов, в том числе Платона, Аристотеля, создал ряд литературно-церковных произведений, к сожалению, не сохранившихся. До нашего времени дошло только одно письмо Смолятича – «Пасланiе да Фамы». Он считал, что истолкование извлечений из Библии допустимо в иносказательной форме с помощью светской науки и здравых рассуждений. В одно время с К. Смолятичем жил другой известный деятель просвещения и культуры – Авраамий Смоленский. Из текста «Жыцiе Аурамiя Смаленскага», написанного около 1240 г. его учеником монахом Ефремом, следует, что уже в XII в. в Смоленске действовали школы, переписывались книги, писались иконы. Ефрем говорит о своем учителе как об искусном проповеднике-ораторе, переписчике церковных книг, писателе, художнике. Авраамий Смоленский олицетворял стремление к целостному духовному познанию жизни, что было характерно для христианских просветителей славянского мира.

Таким образом, в IX–XV вв. на белорусских землях вместе со становлением государственности (образованием первых княжеств, а затем и Великого Княжества Литовского) развивались и распространялись образование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенности старобелорусского языка, который стал государственным языком в Великом Княжестве Литовском. Возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения, много сделавшие для становления отечественной культуры. Положительное влияние на развитие и распространение письменности оказало христианство, православные и католические храмы и монастыри. Росла роль городов как центров демократической культуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Рекомендуем также:

Древнеиндийская политическая культура и развитие науки управления государством
Государственность в Индии сформировалась достаточно поздно, около I тыс. н.э., т.к. процессу ее складывания мешало сословное деление на варны. Памятником законодательства и религии Индии является законы Ману. Это сборник правовых норм, с ...

Духовное состояние общества
Сразу же отметим, что духовность, духовную жизнь, духовное состояние следует понимать только как жизнь, водимую Духом Святым, как степень подчинения всего Духу Святому или же уклонения от Его воли. То есть духовность обязательно связана с ...

Золотой век аниме
Повышение интереса к космическим сагам стало ещё заметнее с выходом в конце 1970-х первого фильма из серии «Звёздных войн». Успех и популярность этой ленты сподвигли японских продюсеров на финансирование полнометражного фильма по мотивам ...