Древнебелорусская письменность и литература
Церковно-политический деятель, оратор, мыслитель и писатель Кирилл Туровский (по одним сведениям, ок. 1113 – после 1190; по другим – ок. 1130 – не позднее 1182) родился в Турове в семье богатых горожан. О его деяниях известно из дошедшего до нас пролога «Жыцiе Кiрылы Тураускага», написанного не позднее XIII в. неизвестным автором. К. Туровский прославился пленяющими яркой образностью проповедями-речами, вошел в историю как Златоуст («Златоуст, паче всех воссиявший нам на Руси»). Из его наследия сохранились 3 дидактические повести-притчи, 8 «слов»-проповедей, 2 канона, 21 молитва-исповедь. Эти работы принадлежат к лучшим достижениям религиозно-дидактической литературы того времени.
О международном признании произведений Туровского говорит уже то, что они встречаются в сербских и болгарских списках древних литературных источников. Их (произведения) отличают глубина религиозных и философских раздумий, поэтичность символики, возвышенность и величие сакральных образов, проникнутых народной мудростью, а также большой публицистический талант автора. К. Туровский призывал к добродетельному подвижничеству, критиковал зло, насилие, обман.
Значительный вклад в развитие культуры в XII в. внес Климент Смолятич. Летопись отмечает, что это был редкий на Руси книжник и философ. Он хорошо знал работы античных авторов, в том числе Платона, Аристотеля, создал ряд литературно-церковных произведений, к сожалению, не сохранившихся. До нашего времени дошло только одно письмо Смолятича – «Пасланiе да Фамы». Он считал, что истолкование извлечений из Библии допустимо в иносказательной форме с помощью светской науки и здравых рассуждений. В одно время с К. Смолятичем жил другой известный деятель просвещения и культуры – Авраамий Смоленский. Из текста «Жыцiе Аурамiя Смаленскага», написанного около 1240 г. его учеником монахом Ефремом, следует, что уже в XII в. в Смоленске действовали школы, переписывались книги, писались иконы. Ефрем говорит о своем учителе как об искусном проповеднике-ораторе, переписчике церковных книг, писателе, художнике. Авраамий Смоленский олицетворял стремление к целостному духовному познанию жизни, что было характерно для христианских просветителей славянского мира.
Таким образом, в IX–XV вв. на белорусских землях вместе со становлением государственности (образованием первых княжеств, а затем и Великого Княжества Литовского) развивались и распространялись образование, просвещение, книжность. В этот период сформировались основные особенности старобелорусского языка, который стал государственным языком в Великом Княжестве Литовском. Возникли памятники письменности, появились крупные деятели просвещения, много сделавшие для становления отечественной культуры. Положительное влияние на развитие и распространение письменности оказало христианство, православные и католические храмы и монастыри. Росла роль городов как центров демократической культуры.
Рекомендуем также:
Орден Иисуса во главе контрреформации
орден иисус иезуит культура
В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую пропове ...
Символизм танца
Танец возник как форма существования и движения символов, которая соединяет в человеке субъективно-личное начало и одновременно отвечает его стремлению к целостности, объединению и единству. На заре человеческой культуры танец составляет ...
Крейсер Аврора
Крейсер "Аврора", пришвартованный у Петровской набережной, напротив училища им. Нахимова, является не только памятником отечественного кораблестроения, но и символом советской эпохи. Названный в честь фрегата "Аврора", ...