Сайт о культуре и искусстве

Древнебелорусская письменность и литература

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Древнебелорусская письменность и литература

Страница 2

В отличие от Туровского Оршанское евангелие (конец XII – начало XIII в.), найденное в Орше в 1812 г., сохранилось почти целиком. Оно написано на 142 страницах пергамента золотистого цвета и имеет 2 заставки, 310 буквиц, 2 миниатюры с изображениями евангелистов Луки и Матвея. Первые образы евангелистов в старобелорусских рукописях выполнены в технике, трансформирующей стиль византийской палеологовской живописи; для них характерны динамика, экспрессия, чеканная выразительность. От заимствованных образцов их, тем не менее, выгодно отличают жизненность ликов, мажорность колорита, широкая свободная манера живописания, далекая от суховатого аскетизма. Оршанское евангелие хранится в Центральной научной библиотеке Академии наук Украины.

Важную роль в развитии письменности, книжности, образования и всей отечественной культуры в эпоху средневековья играли монастыри. Это были своего рода храмы культуры, выполнявшие не только узкорелигиозную, культовую, но и образовательно-просветительскую функцию благодаря участию в общей духовной работе, наряду с монахами и священниками, авторитетных светских деятелей. И те, и другие являлись весьма образованными людьми; некоторые представители зародившейся интеллектуальной элиты знали несколько иностранных языков. При монастырях и княжеских дворах открывались школы, в которых детей учили чтению, письму, основам математики, церковному пению. В монастырях переводились и переписывались заимствованные рукописи – памятники византийской, болгарской, древнерусской литературы. Здесь же писались и множились первые отечественные религиозно-дидактические произведения, в частности нравоучительные сочинения К. Туровского, Г. Цымблака, «Житие Евфросиньи Полоцкой», «Житие Авраама Смоленского». Пергамент был дорогим, переписчики трудились над одной работой несколько месяцев, а иногда и лет.

Подъему просвещения способствовали и «гости» из других государств, прежде всего, из Византии, которые привозили книги, рассказывали об иноземных культурах и обычаях.

В дальнейшем развитие внутренней и внешней торговли, ремесла, строительства потребовало людей, обладающих специальными знаниями. Так возникли первоначальные формы профильного образования, привлекавшие в первую очередь потомство ремесленников и купцов. Просвещение того времени в значительной степени опиралось на книжные традиции, народную педагогику, практические знания и умения, уживавшиеся с религиозно-дидактическими поучениями.

Ярким свидетельством высокой культуры восточных славян является летописание, сохранившее многочисленные факты, события, имена. Уже в ранних летописях («Повести временных лет», Ипатьевском летописном своде) отражались важные события из жизни и истории Полоцкой, Смоленской, Туровской, Новогородской земель и их отношения с Киевом. Например, в Галицко-Волынской летописи описаны события 1201–1292 гг. и содержатся сведения об истории Гродно, Турова, Пинска, Бреста, Новогрудка, Слонима, Волковыска, а также о борьбе галицко-волынских князей с «Литвой». Имеются свидетельства о существовании Полоцкой и Смоленской летописей. Возможно, были свои летописцы в древних городах Турове и Новогрудке. Хотя Полоцкая летопись и не сохранилась, но ссылки на нее имеются в трудах известного российского ученого XVIII в. В. Н. Татищева, описавшего историю российской державы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Примеры работ цифровых художников
Кража в караван-сарае,автор Гуро Роман. Snowdrop,автор Anry. Ромашки и горгуль, автор Эллион. Evil Guy, автор Эллион. Банковский мостик в Питере, автор Б.Слободан. RyanChurch — галерея работ , автор Ryan Church Ве́кторная гра&# ...

Рукоделие и одежда
Заклинание, заговор, молитвенное обращение к богам нужно произносить многократно, так как "злые ветры" всегда могут нанести на человека новую напасть. В русских народных орнаментах присутствует весь комплекс заклинательной симво ...

Иконопись
Древнерусское искусство развивалось в общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусство Западной и ' Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым, преломляло впечатления жизни через призм ...