Сайт о культуре и искусстве

Раннее белорусское зодчество и искусство

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Раннее белорусское зодчество и искусство

Страница 1

Зодчество. Раннефеодальные города на территории Беларуси, по свидетельствам летописей, появились в IX в., и к XIV в. насчитывалось более 50 поселений городского типа. Они играли роль административно-политических, оборонительных, экономических, культурных и религиозных центров, поддерживали хозяйственно-культурные и торговые связи с Киевом, Волынью, Новгородом, Прибалтикой, Византией, Кавказом, странами Средней и Западной Европы. При строительстве города вначале укрепляли его центр – детинец, чаще всего имевший форму треугольника. Прилегавшие к нему поселения купцов, ремесленников, других служилых людей также укреплялись.

До конца X в. белорусские земли практически не были знакомы с монументальным зодчеством, зато славились богатыми традициями деревянного строительства. Примечательно, что последнее оказало значительное воздействие на архитектуру появившихся каменных зданий. Из дерева сначала сооружались княжеские дворцы, жилые дома, оборонительные сооружения, хозяйственные строения. Уникальным памятником деревянного зодчества Беларуси XI–XII вв. являются экспонаты археологического музея «Берестье» на территории Брестской крепости: реконструированные части и детали жилых домов, хозяйственных построек, улиц, мостовых, различные образцы бытовых изделий и предметов. Подобные артефакты, свидетельствовавшие о стиле жизни наших предков, найдены археологами также в Минске, Витебске, Полоцке, Гродно.

Оригинальная архитектурная школа сложилась в древнем Полоцке, ставшем оплотом православного христианства. Уже в конце X в. здесь было построено первое культовое здание – церковь во имя Богородицы (она упоминается в летописях 1007 и 1158 гг.).

Одним из самых величественных каменных сооружений славного Полоцка является знаменитый Софийский собор, воздвигнутый в середине XI в. По замыслу князя Всеслава Чародея, он должен был стать символом независимости и равенства с Киевом и Новгородом, имевшими подобные храмы. По духу и внутреннему убранству полоцкий храм восходил к первому Софийскому собору, построенному в Константинополе. В архитектурном плане полоцкого Софийского собора сочетались крестово-купольный и базиликанский типы христианских культовых сооружений.

История сохранила для нас имена первых белорусских каменщиков – строителей белорусской святыни: Давидъ, Тоума, Микоула, Петърь, Воришъ. В отличие от киевского Софийского собора полоцкая София имела одну, а не две галереи, 7 куполов вместо 13. Собор украшали фрески, но не было мозаики. Размеры храма 26,4 х 31,5 м. В соборе хранились государственная казна, архив, библиотека. Здесь проходили переговоры, подписывались договоры и соглашения. О значении храма в жизни полочан свидетельствует тот факт, что городская печать имела надпись «Печать Полоцьская и Святой Софьи».

В ходе Северной войны в полоцком Софийском соборе для нужд русских войск был размещен пороховой склад. В 1710 г. это привело к разрушению собора. В 1738–1750 гг. он был отстроен по проекту архитекторов И. Глаубица и Б. Косинского в стиле виленского барокко и превратился в униатский храм. После реставрации в 1985 г. храм используется как концертный зал с органом, а также в качестве музея истории и архитектуры Софийского собора.

В 1120–1130-е гг. в Бельчицах (под Полоцком) открылся Борисоглебский монастырь. На его территории построили Большой собор, подобных которому на восточнославянских землях еще не было (аналоги имелись в Сербии и Хорватии). Храм украшали фрески и керамическая плитка; в его архитектуре чувствовалось влияние византийской школы. Всего в Бельчицах в XII ст. действовало четыре церкви.

В середине XII в. по заказу Евфросиньи Полоцкой на берегу реки Полота начала строиться Спасо-Преображенская церковь Спасской обители (8x12 м). Зодчий Иоанн построил ее за 30 недель, предложив вариант столбообразного храма, в котором византийские традиции полностью переработаны в национальном стиле. Его отличали пониженная апсида, высоко поднятый барабан, каких тогда еще не создавали на Руси, «кокошник» (с течением времени он стал неотъемлемым атрибутом восточнославянской архитектуры). Башнеподобная композиция храма с тех пор вошла в практику раннемосковских зодчих и архитекторов других земель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Выполнение резного убранства изделия
Предварительно ориентируясь на каждую сторону рамки, приступаем к выполнению самой ответственной части работы – выполнению резного убранства. Декоративный орнамент данного изделия называют снежинкой, а элементы, расположенные по углам, – ...

Андерс Цорн
Искусство скандинавских стран проходит в XIX веке под знаком сложения национальных художественных школ, которые постепенно вытесняют господствовавший здесь в предшествующий период вненациональный классицизм. В течение долгого времени они ...

Сценический метод Эллен Терри
Эллен Терри прожила долгую жизнь. Она родилась в 1848 году, умерла в 1928. Из этих восьмидесяти лет почти полстолетия было отдано сцене. Этапы ее творческого пути точно совпадают с исторической логикой развития английского театра второй п ...