Сайт о культуре и искусстве

Раннее белорусское зодчество и искусство

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Раннее белорусское зодчество и искусство

Страница 2

Всего в Полоцке в XII в. было построено 10 храмовых сооружений из плоского кирпича и камня, шесть из них найдены в ходе археологических раскопок. Можно утверждать, что Полоцк имел самобытную архитектурную школу, вобравшую лучшие традиции местного деревянного зодчества и трансформировавшую архитектурные стили Византии и Киевской Руси. В результате в сооружениях, созданных мастерами этой школы, проступили оригинальные черты, проявился свой стиль, оказавший существенное влияние на зодчество сопредельных городов и соседних княжеств. Следы полоцкой архитектуры заметны в других древних городах Беларуси и пограничных регионах России, Украины, Польши. С ориентацией на полоцкий стиль были построены, например, Борисоглебская церковь в Новогрудке, церковь Петра и Павла на Синичной горе в Новгороде, церковь архангела Михаила в Смоленске.

В период зарождения самобытной, стилистически разнообразной старобелорусской архитектуры наряду с полоцкой школой формировались гродненская, витебская и другие школы со своими отличительными приемами и конструктивными формами культового и замкового зодчества.

Представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. Стены украшены фресками, пол выложен квадратными и треугольными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого Цвета. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения. Среди белорусских храмов XII в. Коложский отличают установленные в нем четыре круглых столба. Сегодня этот первенец православно-романского стиля нуждается в срочной системной реконструкции.

Мозаикой, фресками, разноцветной майоликовой плиткой в Гродно также были украшены Нижняя и Пречистенская церкви и княжеский терем XII в. Возможно, церковь XII в. в Волковыске и гродненский Нижний храм возвел один и тот же самобытный и талантливый зодчий, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Гродненская архитектурная школа развивалась под воздействием полоцкой и волынской.

Представление об архитектурных школах других городов древней белорусской земли давали, например, витебская Благовещенская церковь XII в. (уничтожена в 1961 г., отстроена в 1990-е г., туровский храм. Там, где он стоял, найдены саркофаги с останками похороненных святых.

Из кирпича и камня в Беларуси, начиная с XIII в., возводились не только культовые и светские здания, но и оборонительные сооружения разного типа: замки, башни, ворота. Укреплялись с целью защиты от нападения и храмы. В XIII– XIV вв. в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце и других городах были построены оборонительные башни, упоминающиеся в специальной литературе как волынские башни, или башни волынского типа. Похожие строения в XII–XIII вв. воздвигались в регионах Скандинавии, Центральной и Западной Европы и Прибалтики. На территории Беларуси сохранилась лишь одна такая башня – Белая вежа (г. Каменец), датируемая второй половиной XIII в. Ее высота около 30 м. По мнению исследователей, волынские башни являются переходным типом белорусского фортификационного сооружения от деревянных к каменным замкам европейского типа.

С развитием военного дела, появлением огнестрельного оружия в XIV–XV вв. на смену отдельным башням пришли многобашенные каменные замки с обводными каналами и мощными высокими стенами, имеющими несколько ярусов бойниц. В XIII–XIV вв. были возведены хорошо укрепленные замки: кревский, лидский, витебский и гродненский (Верхний замок). В конце XV в. началось строительство новогрудского замка, сынковичской церкви-крепости и других подобных сооружений с ярко выраженными оборонительными компонентами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Врубель Михаил Александрович
Именно на фоне органичности нестеровских образов особенно наглядной представляется надуманность врубелевского вопроса. Имеется в виду кочующее из исследования в исследование утверждение, что эскизы Врубеля обязательно должны были быть при ...

Коллективность как культурная норма
Сохранение общины в течение многих веков также в большей степени было связано с природными условиями крестьян: «миром» легче было справляться с тяжелыми сельскохозяйственными работами, с огромными повинностями, с голодом и невзгодами. Общ ...

Орден Иисуса во главе контрреформации
орден иисус иезуит культура В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую пропове ...