Сайт о культуре и искусстве

Раннее белорусское зодчество и искусство

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Раннее белорусское зодчество и искусство

Страница 2

Всего в Полоцке в XII в. было построено 10 храмовых сооружений из плоского кирпича и камня, шесть из них найдены в ходе археологических раскопок. Можно утверждать, что Полоцк имел самобытную архитектурную школу, вобравшую лучшие традиции местного деревянного зодчества и трансформировавшую архитектурные стили Византии и Киевской Руси. В результате в сооружениях, созданных мастерами этой школы, проступили оригинальные черты, проявился свой стиль, оказавший существенное влияние на зодчество сопредельных городов и соседних княжеств. Следы полоцкой архитектуры заметны в других древних городах Беларуси и пограничных регионах России, Украины, Польши. С ориентацией на полоцкий стиль были построены, например, Борисоглебская церковь в Новогрудке, церковь Петра и Павла на Синичной горе в Новгороде, церковь архангела Михаила в Смоленске.

В период зарождения самобытной, стилистически разнообразной старобелорусской архитектуры наряду с полоцкой школой формировались гродненская, витебская и другие школы со своими отличительными приемами и конструктивными формами культового и замкового зодчества.

Представляет интерес архитектурная школа в Гродно. На берегу Немана стоит Борисоглебская церковь на Коложе, построенная в конце XII в. (ее называют Коложской). К сожалению, церковь частично разрушена, но и в нынешнем состоянии можно видеть, как необычны ее внешний облик и интерьер. Стены украшены фресками, пол выложен квадратными и треугольными майоликовыми плитками желтого, зеленого и коричневого Цвета. В верхние части стен были искусно вмонтированы керамические голосники, улучшавшие акустику храма. Снаружи церковь выглядит нарядной благодаря облицовке шлифованными разноцветными камнями и керамической майоликовой плиткой, составляющими яркие крестовые композиции. Такая отделка подчеркивает уникальность данного культового сооружения. Среди белорусских храмов XII в. Коложский отличают установленные в нем четыре круглых столба. Сегодня этот первенец православно-романского стиля нуждается в срочной системной реконструкции.

Мозаикой, фресками, разноцветной майоликовой плиткой в Гродно также были украшены Нижняя и Пречистенская церкви и княжеский терем XII в. Возможно, церковь XII в. в Волковыске и гродненский Нижний храм возвел один и тот же самобытный и талантливый зодчий, имя которого, к сожалению, не сохранилось. Гродненская архитектурная школа развивалась под воздействием полоцкой и волынской.

Представление об архитектурных школах других городов древней белорусской земли давали, например, витебская Благовещенская церковь XII в. (уничтожена в 1961 г., отстроена в 1990-е г., туровский храм. Там, где он стоял, найдены саркофаги с останками похороненных святых.

Из кирпича и камня в Беларуси, начиная с XIII в., возводились не только культовые и светские здания, но и оборонительные сооружения разного типа: замки, башни, ворота. Укреплялись с целью защиты от нападения и храмы. В XIII– XIV вв. в Гродно, Бресте, Турове, Новогрудке, Каменце и других городах были построены оборонительные башни, упоминающиеся в специальной литературе как волынские башни, или башни волынского типа. Похожие строения в XII–XIII вв. воздвигались в регионах Скандинавии, Центральной и Западной Европы и Прибалтики. На территории Беларуси сохранилась лишь одна такая башня – Белая вежа (г. Каменец), датируемая второй половиной XIII в. Ее высота около 30 м. По мнению исследователей, волынские башни являются переходным типом белорусского фортификационного сооружения от деревянных к каменным замкам европейского типа.

С развитием военного дела, появлением огнестрельного оружия в XIV–XV вв. на смену отдельным башням пришли многобашенные каменные замки с обводными каналами и мощными высокими стенами, имеющими несколько ярусов бойниц. В XIII–XIV вв. были возведены хорошо укрепленные замки: кревский, лидский, витебский и гродненский (Верхний замок). В конце XV в. началось строительство новогрудского замка, сынковичской церкви-крепости и других подобных сооружений с ярко выраженными оборонительными компонентами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Герои древнегреческих трагедий
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра. Однако, как мы уже упоминал ...

Культура россии постсоветского периода
После превращения Российской Федерации в самостоятельную державу ее культура стала развиваться в новых условиях. Ей присущ широкий плюрализм, но недостает духовного напряжения, творческой продуктивности, гуманистического запала. Сегодня в ...

Сентиментализм: художники, поэты, основные произведения
Сентиментализм (от фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины XVIII в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества. Зародился в лирике и рома ...