Сайт о культуре и искусстве

Раннее белорусское зодчество и искусство

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Раннее белорусское зодчество и искусство

Страница 3

Таким образом, в X–XV вв. на белорусских землях сформировались оригинальные архитектурные школы, сочетавшие местные древние традиции со строительным опытом киевской и византийской школ. В это время были заложены основы и созданы первые образцы самобытного градостроительства, оборонительного зодчества. Облик городов во многом стал определяться культовыми сооружениями, получившими распространение в связи с принятием христианства.

Наиболее значительной признана Полоцкая архитектурная школа. Построенные ее мастерами в XI–XII вв. храмы и другие каменные сооружения стали знаковыми памятниками прошлого, нашей национальной гордостью, положили начало отечественной архитектуре. Полоцкая школа оказала заметное воздействие на белорусское зодчество XIII– XV вв. В целом творения отечественных зодчих эпохи средневековья повлияли на архитектурные стили славянских народов и органично вошли в общенациональную культуру Беларуси.

Развитие ремесел и прикладного искусства. Строительство городов, храмов, монастырей, замков, дворцов в условиях новых социально-экономических и политических отношений, расширение торговых связей содействовали развитию ремесел, декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, мелкой пластики. В XII–XIII вв. насчитывалось уже около 60 ремесел. Развивались художественная обработка дерева, ювелирное, литейное, кузнечное, гончарное, косторезное дело. Творчески обогащая эти и другие виды народного прикладного искусства, простые ремесленники и мастера практиковали разнообразные приемы плавки, литья, ковки, волочения, гравировки, штамповки, а также совершенствовали технологии эмали, скани, черни, инкрустации. Для производства домашней утвари, оружия, украшений, орудий труда использовались дерево, железо, бронза, медь, серебро, золото, стекло, камень, кость. Славились мастерством полоцкие золотари, о чем свидетельствуют, например, «следы» четырех ювелирных мастерских X–XII вв., обнаруженные археологами.

Сохранилось множество технически филигранных изделий высокого эстетического уровня. Самым известным памятником ювелирного искусства являлся уже упоминавшийся крест, созданный мастером Лазарем Богшей в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой и переданный ею Спасской церкви женского монастыря. Похожие кресты были широко распространены в Византии и южнославянских странах.

Богша сделал крест из твердого дерева, украсил его золотом, серебром, бронзой, драгоценными камнями. Деревянное основание обложил золотыми пластинками с миниатюрами, изображавшими святых христианской церкви (в том числе четырех евангелистов, саму Евфросинью, ее родителей, апостолов Петра и Павла, архангелов Михаила и Гавриила), которые перемежались с орнаментальными изображениями фигур. В крест он вмонтировал святые реликвии: частичку креста Господнего с каплями крови Иисуса, кусочек камня от гроба Богородицы, части мощей святых Стефана и Пантелеймона, кровь святого Дмитрия. Все миниатюры мастер выполнил в технике перегородчатой эмали, отдав предпочтение синим, красным, белым и зеленым цветам.

Крест Евфросиньи был не только памятником ювелирного мастерства, но и уникальным свидетельством письменности, религии, хозяйства начального периода белорусской истории. Надписи на нем давали представление о правилах правописания той эпохи, кроме того, они сообщали, кто и когда сделал крест, сколько и какого материала было потрачено, сколько стоили труд и драгоценные металлы. Судьба креста оказалась сложной и загадочной. В начале Великой Отечественной войны он исчез из здания Могилевского обкома партии и следы его затерялись. Учитывая значение этой национальной святыни, участники съезда белорусов ближнего зарубежья (1992) предложили создать копию реликвии. После многочисленных экспериментов и большой подготовительной работы брестский мастер Н. Кузьмич выполнил этот сложный, но почетный заказ. Крест передан в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь. В последующем мастер воссоздал и раку (гроб-саркофаг для хранения мощей) Евфросиньи Полоцкой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Наука
В XVI – XVII вв. интерес в Китае к технике, естественным и математическим наукам заметно повысился. В эпоху минского периода появляется усовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чем раньше, применяются куз ...

История происхождения магии в контексте мировых культур
Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных свойств, а их мистической сопричастности друг другу. В магии мистическая связь выступает как орудие человеческой воли. По мнению американского культуролога Т. Р ...

История русского пейзажа
Особое место занимает пейзаж в русской живописи. Впервые его мотивы, переданные схематично, появились в древнерусской иконописи. Фигуры Христа, Богородицы, святых и ангелов на старинных иконах изображались на фоне условного пейзажа, где н ...