Сайт о культуре и искусстве

Раннее белорусское зодчество и искусство

Другое » Культура Беларуси эпохи Средневековья » Раннее белорусское зодчество и искусство

Страница 4

Среди других произведений древних мастеров привлекает внимание каменная иконка с рельефными изображениями святых Константина и Елены, которые держат перед собой восьмиконечный крест. Она была найдена в 1967 г. при раскопках полоцкого Верхнего замка. В этой работе чувствуется влияние византийского, романского и древнерусского стилей. Подобные иконки находили также в Пинске, Минске, Турове, Волковыске.

С появлением гончарного круга производство предметов из глины стало более технически и эстетически совершенным. Керамические изделия украшались прямыми, волнообразными, зигзагообразными линиями, насечками в виде елочек, цепочек.

В XIV–XV вв. было налажено производство художественного стекла в Полоцке, Гродно, Новогрудке, Турове. Из него делали разноцветные браслеты, а также кубки, сосуды, бокалы. Дома богатых горожан имели стеклянные окна.

На территории Беларуси найдено много декоративных шахматных фигурок, пуговиц, печатей, крестиков и других изделий, свидетельствующих о высоком уровне художественного мастерства наших предков. Так, самыми ранними образцами шахматных фигурок, выполненных из камня или кости, являются фигурки коней, найденные на реке Менке под Минском (XI в.), в Новогрудке и Турове (XII в.). В других местах обнаружены также старинные шахматные слоны, ладьи, пешки, короли, ферзи.

Изобразительное искусство. По мере строительства христианских храмов все более распространялась культовая живопись, соединявшая местные традиции с лучшими византийскими и старорусскими иконописными образцами. Наиболее давними являются фресковые росписи Софийского собора XI в., Бельчицкого и Спасо-Евфросиньевского монастырей первой половины XII в. в Полоцке. В Спасо-Преображенской церкви привлекают внимание фрески «Голова святой», «Молящийся святой», «Василий великий». Известно, что церковь расписал мастер Кузьма с помощниками. Реставраторами найдено и восстановлено много рисунков. Для фресок Спасо-Преображенской церкви характерны психологическая глубина, эмоциональность, духовная активность образов. Полоцкие мастера были хорошо знакомы с классической византийской манерой живописи XI– XII вв., а также, вероятно, с приемами романского искусства.

В витебской Благовещенской церкви XII в. были найдены фрески, изображающие св. Николая, а также ангела, воина и других религиозных персонажей. Оригинальное соединение местных, византийских и романских форм – наиболее характерная особенность ранних образцов иконописи.

В XIV–XV вв. в древнебелорусской иконописи ярко проявились черты национального стиля. Среди сохранившихся икон выделяются «Богоматерь Умиление» из Малориты (Брестская область, первая половина XV в.) и «Богоматерь Одигитрия Иерусалимская» из Пинска (вторая половина XV в.). В упомянутых и им подобных образцах еще прослеживаются традиции древнерусского искусства. Одновременно в стиле белорусской иконописи обнаруживается связь с западноевропейским культовым искусством. Убедительным тому примером может служить найденная в Слуцком районе икона «Богоматерь Одигитрия» (конец XV – начало XVI в.), в которой используется древнерусская манера письма в сочетании с приемами белорусского культового искусства и одновременно угадывается влияние итальянской и так называемой итало-критской школ религиозной живописи эпохи Возрождения. Обращает на себя внимание богатая орнаментация нимба и фона. Образы святых, строгие и неподвижные, полны печали, но их глаза – живые человеческие глаза. Эта деталь придает ликам печать земной духовности.

В целом в эпоху средневековья для белорусской иконы были характерны живость и жизнеподобие образов святых (они смотрят на землю), богатство орнаментальных украшений оклада и фона (узорчатость), сочность и яркость красок. В византийской иконе преобладают темные тона и сухие суровые лики. Белорусская икона отличалась от русской тем, что нимб над головой Христа, Богоматери, святых орнаментально прорабатывался. В русской же иконе он всегда был гладким.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем также:

Живопись Огюста Ренуара
Трудно представить себе большую антитезу искусству Дега, чем живопись Огюста Ренуара (1841-1919), одного из самых солнечных и жизнеутверждающих художников Франции, которого А.В.Луначарский называл "живописцем счастья". В юные г ...

Любера
Неформальное движение «люберов» неожиданно вспыхнуло в Московском регионе в начале 1986 года. Длилась оно совсем недолго - года два, но шуму было много по всему СССР. Призрак грозных качков в клетчатых штанах, наводящих «порядок» на моско ...

Что называть эстрадным концертом
Эстрадный факультет может похвастаться множеством выпускников с громкими именами. Звонкое словосочетание "советская эстрада" было обозначением целой системы, часть которой, подобно видимой части айсберга, выплескивалась по празд ...