Сайт о культуре и искусстве

Новое царство

Другое » Особенности культуры Древнего Египта » Новое царство

Страница 1

Окончание Среднего царства связано с нашествием племен гиксосов около 1700 г. до н.э. Они утвердились в Египте на полтора столетия. Изгнание гиксосов в середине XVI в. до н.э. положило начало эпохе Нового царства и возрождению египетской государственности. В период Нового царства Древний Египет достиг наивысшего могущества. Фараоны XVIII династии установили свое господство над многими соседними странами (Эфиопия, Палестина, Сирия). Египет переживал бурный экономический рост, чему способствовали успешные завоевательные войны, приносившие рабов, сырье, золото.

В эпоху Нового царства египтяне начали применять железо, широко использовали ткацкий станок, стали осваивать коневодство. Непревзойденного совершенства достигла мумификация, чему способствовал высокий уровень научных знаний. Это время отмечено грандиозным храмовым строительством, расцветом искусства рельефа, развитием монументальной скульптуры, разнообразием литературных жанров.

Религия и власть. Заметным событием религиозной и общественной жизни Египта Нового царства стала реформа, проведенная фараоном Аменхотепом IV (1368 – ок. 1351 г. до н.э.). Стремясь ослабить власть жрецов, фараон запретил все многочисленные старые культы. Имя и изображения верховного фиванского бога Амона повсеместно уничтожались, что, по представлениям египтян, должно было свести на нет его мощь и само его существование. Единственным и истинным богом провозгласили Атона – бога солнечного диска. Это первая из известных в истории попытка введения единобожия – монотеизма.

Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («угодный Атону»), покинул старую столицу Фивы и основал новую – Ахетатон («горизонт Атона») в местности, ныне называемой Амарна. Яркий, но недолгий период царствования фараона-реформатора принято обозначать как амарнский период.

После смерти Эхнатона его противники постарались стереть Ахетатон с лица земли, а с ним и память о фараоне-отступнике. Старая религиозная система была восстановлена и просуществовала с некоторыми изменениями до конца древнеегипетской цивилизации.

Архитектура и искусство. Наивысший подъем Египта в период Нового царства нашел отражение и в монументальном искусстве. В Дейр эль-Бахри в так называемой Долине царей обнаружены 58 усыпальниц фараонов Нового царства. Величайшими сооружениями этой эпохи были храмы, в частности, знаменитые храмы в Луксоре и Карнаке, посвященные богу Амону-Ра. Они занимали огромную площадь и отличались подчеркнутой монументальностью. Великолепны дворы Луксорского храма, окруженные могучими золотистыми колоннами в виде папируса. Главной достопримечательностью является колонный (гипостильный) зал, в котором более 130 колонн образуют 16 рядов.

Своего совершенства в период Нового царства достигли живопись и рельеф. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Удлиненные легкие тела поражают гибкостью, очертания плеч – мягкой округлостью, точеные профили – тонкой красотой. Миндалевидные глаза полуприкрыты веками, что придает взгляду таинственность. Рельефы, росписи на стенах гробниц проникнуты динамизмом, они удивляют разнообразием сюжетов.

Значительные изменения в искусстве Нового царства связаны с деятельностью Эхнатона. Для возникшего при нем амарнского стиля характерны естественность и реалистичность – светские, неканонические качества. Они отличают и скульптурные изображения самого Эхнатона, его супруги Нефертити, и живописные портреты их дочерей.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Культурология – основа гуманитарного познания
Теория и история культуры - ядро культурологии. Основу гуманитарного познания образует культурология. Она представляет собой целостную систему наук о сущности и строении культуры, ее генезисе, развитии и социальном функционировании, а так ...

Творчество Филиппа Малявина
Русское искусство конца XIX—начала XX века было богато яркими индивидуальными, смелыми творческими исканиями. Среди художников этой эпохи Филипп Андреевич Малявин являлся одним из наиболее самобытных и одаренных. Его работы, возбуждавшие ...

«Русские сезоны» С.Дягилева – как один из этапов в реформе русского балетного театра
С 1909 талантливый предприниматель С.П. Дягилев начал проводить в Париже балетные «Русские сезоны», которые имели огромное общественное значение и подняли национальный престиж России. Вынеся «перед лицом мира лучшее, что есть русского» (А ...